№ 84 от 01 сентября 2012 На главную
Кто прожорливее ТСЖ или УК?


С 1 июля правительство разрешило продавцам коммунальных услуг брать с собственников на 6% больше. Второе подорожание ожидается 1 сентября — еще на 6%. При этом повышение тарифов ЖКХ было перенесено с 1 января на 1 июля — очевидно, чтобы избежать возмущения населения накануне президентских выборов.


Первые июльские платежки показали, что электроэнергия выросла в цене на 6%, холодная вода — на 9,9%, газ — на 15%, горячая вода — на 6%. Квартплата повысилась на 25%. О причинах подобного ценового скачка населению, как обычно, не сообщили. Кроме того, например, в Жуковском с потребителей еще стали брать и дополнительных 3% за «банковское обслуживание».
Динамика роста тарифов ЖКХ за 10 лет показывает, что они опережают инфляцию примерно в 4–5 раз, отмечают эксперты. Механизм роста тарифов очень прост: самый главный донор роста тарифов — это газовый монополист, которому каждый год разрешают поднимать стоимость своих услуг. А поскольку газ потребляют большее количество энергетиков страны, соответственно этот рост дает мультипликативный эффект на всю сферу ЖКХ».
Специалисты межотраслевого Института коммунальных стратегий, к примеру, изучили ситуацию в Саратовской области, где сейчас 18,2% людей живут ниже прожиточного минимума, и выяснили, что если тарифы будут повышаться по плану Минэкономразвития, число живущих за чертой бедности достигнет за несколько лет 29%.
Цены на электроэнергию для населения будут повышаться на 12–15% ежегодно с 2013 до 2015 года, цены на газ — на 15%. К 2015 году планируется удорожание электроэнергии в 1,5 раза, газа — в 1,7 раза, тепловой энергии — в 1,45 раза.
Между тем прожиточный минимум в Саратовской области составил на второй квартал 2012 года 5440 рублей на душу населения. В среднем один человек в Саратовской области тратит на ЖКХ около 1,5 тысяч рублей, у одиноких эта цифра еще выше — они платят за всю квартиру в одиночку. К 2020 году эта средняя цифра вырастет до 2,5 тысяч рублей, подсчитали в Институте коммунальных стратегий.
Исследование общественных настроений на федеральном уровне также свидетельствует о недовольстве граждан системой ЖКХ — опубликованные в августе данные ФОМ показали, что более половины россиян оценивают качество жилищно-коммунальных услуг как плохое, а 89% респондентов уверены, что с ростом тарифов их качество не улучшится.
65% считают тарифы ЖХК неоправданно высокими, и среди объяснений факта постоянного повышения услуг ЖКХ пальму первенства занимает ответ «коррупция и жажда наживы» — так считают 18% опрошенных ФОМ.
Нынешний Жилищный кодекс депутаты рожали ускоренными темпами в самое лихое время — в эпоху массовой воровской приватизации государственного имущества. ЖКХ — вотчина местных чиновников.
Глядя на приватизацию государственного имущества, местные чиновники решили по образцу и подобию приватизировать муниципальное имущество. В законе появилась такая возможность приватизации через УК (управляющие компании).
УК по закону — обычное ООО (общество с ограниченной ответственностью). Зарегистрировать такую компанию не сложно, особенно, если ты чиновник или местный депутат. А далее, достаточно арендовать комнату 3×3 метра и объявить ее офисом УК. Стол, стул, минимум оргтехники и бухгалтер — вот вся начинка УК. Тут главное овладеть денежными потоками жильцов многоквартирных домов по уплате жилищно-коммунальных услуг. А денежные потоки тут — аж в глазах рябит, только успевай отстегивать назначенную самим управляющим УК долю, а остальное транзитом отправляй в котельные, в электро, газо, водоснабжающие организации. Найми по договору подряда пару уборщиков и сантехников и все — УК состоялось. А если есть рука в местном органе самоуправления, то элементарно можно приватизировать бывшие ЖКУ с их оборудованием.
Однако, была одна загвоздка — жильцы упирались, с недоверием относились к этим наспех сколоченным УК. А по закону каждый жилец должен поставить самоличную подпись под договором по найму такого УК. Как быть, пора уже УК доходы считать, а подписей жильцов никак не собрать? Есть у нас такая в России особенность, когда нужно общее собрание по общим вопросам граждан, а кворума не собрать. Так и в гаражных кооперативах, так и в садовничьих кооперативах… Как решали эти вопросы УК, я до точности не знаю, но сдается мне, что как минимум процентов 50 подписей жильцов липовые, а значит и липовые сами УК по моему непроверенному мнению.
Совсем другое дело ТСЖ — товарищество собственников жилья. Если УК — это пришлые со стороны, возможно и с другого города, то ТСЖ — свои местные жильцы. Они живут в этом же доме, они и комнатку снимают здесь же, им опасно наглеть, они на виду. Они свои и весьма доступны, живут в соседней квартире, с ними проще решать житейские вопросы.
Когда я смотрю телепередачи по вопросам ЖКХ, почему то складывается впечатление, что ТСЖ и УК не разделяют, а наоборот пытаются объединить в оценках. Такое впечатление, что УК прикрываются ТСЖ, мол, сами жильцы так решили.
Никто из монополистов не хочет объяснить гражданам, по каким параметрам формируются тарифы. Ценообразование услуг в сфере ЖКХ, похоже, является главной коммерческой тайной страны. А ведь именно рост коммунальных тарифов во многом формирует годовую потребительскую инфляцию.
Отметим, что монополии в сфере ЖКХ неподконтрольны гражданскому обществу. Нередко поставщики под шумок фактически навязывают населению свои услуги. Наверняка каждый из жильцов обращал внимание на удивительный факт: иногда в теплые дни апреля к горячим батареям нельзя прикоснуться. Но никто и не собирается экономить энергию и снижать температуру обогрева жилья. Также широко распространена практика, когда зимой по ночам энергетики резко сокращают поставку тепла в квартиры. Дело в том, что на разогрев остывшего от мороза дома расходуется гораздо больше энергии, чем при стабильном тепловом режиме. Секрет раскрывается просто: чем больше расходы монополии, тем больше заплатят владельцы квартир. Монополизм поставщиков услуг, их непрозрачная тарифная политика остаются главным тормозом реформы ЖКХ.
Тормозит коммунальную реформу и пассивность самих жильцов. Многие по привычке живут по принципу «моя хата с краю». К сожалению, редко кто осознает себя владельцем общедомовой собственности. Случаев проявления гражданской активности в поддержании общественного порядка немного. Многие молчаливо проходят мимо местных вандалов. А ведь для этого не обязательно бежать в суд. Достаточно сообщить в УК или ТСЖ имя хулигана, «разукрасившего» стены или разбившего стекло в подъезде. Реальные перемены начинаются в голове человека. И пока каждый из нас не станет рачительным хозяином своего жилья, самые умные и полезные реформы будут топтаться на месте.

В. Куданенко

Проголосовать за эту статью: