№ 85 от 15 сентября 2012 На главную
Жуковский:
Мандат неба требует мужества


«Мало любить небо. Надо, чтобы небо полюбило тебя. А оно любит людей смелых, знающих, трудолюбивых…»
В. М. Мясищев


«Владимир Михайлович родился 15 сентября 1902 года в городе Ефремове недалеко от Тулы. В 1913–1918 годах окончил Ефремовское реальное училище. В годы Первой мировой войны его внимание привлекли заметки об авиации в печати. Осенью 1920 года юноша отправляется в Москву и поступает в МВТУ на механический факультет. Позднее он писал в автобиографии: «Когда я учился, все время работал, сначала как педагог, а затем как конструктор. Приходилось и разгружать вагоны». В 1924 году Владимир Михайлович работал на научно-опытном аэродроме Военно-Воздушных сил чертежником, затем конструктором и инженером. Это был авиационный испытательный центр. Получившего после окончания МВТУ кроме знаний еще и опыт практической работы, Мясищева осенью 1926 года А. Н. Туполев принимает работать в ЦАГИ


Слава, слава, слава героям! Впрочем, им довольно отдали почестей, теперь, поговорим о другом. О сегодняшнем дне детища Владимира Михайловича Мясищева, ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод», носящего его имя. И, как это водится, в нынешние времена, обратимся к цифрам, фактам и комментариям, которые представлены в итоговом отчетном докладе за 2011 год, представленный акционерам машиностроительного завода. Начнем с самого простого, чтобы понять, что представляет собой предприятие и каких успехов можно ожидать от его коллектива в ближайшем будущем. Как известно, кадры решают все. И к авиации это имеет особое отношение. Когда Володя Мясищев пришел в ЦАГИ на должность конструктора, ему было 24 года! И таковых было абсолютное большинство. А что же сегодня, кто сегодня на острие творческой мысли?
Читаем в отчете раздел «Развитие персонала»:
«По состоянию на конец отчетного года в Обществе работало 623 человека, в том числе 184 рабочих различных категорий. Средний возраст работников в 2011 году составлял 53 года, при этом доля работников моложе 30 лет составила 15%. Прием персонала в 2011 году был направлен, прежде всего, на увеличение численности основных производственных рабочих и молодых специалистов. Так в течение отчетного периода на работу было принято 59 человек, в том числе 29 молодых специалистов и рабочих. В тоже время было уволено по различным причинам 54 человек, в том числе по собственному желанию — 25.»
Согласитесь, если средний возраст работающих 53 год, значит, основной массе специалистов за 60 с хвостиком. И кто будет возрождать Российский авиапром?
А на чем работают оставшиеся герои-энтузиасты летного дела. На это отвечает раздел доклада «Техническое развитие»:
«Серьезной проблемой, — говорится в докладе, — ограничивающей возможности роста объемов выпуска, не позволяющей участвовать в отдельных видах ОКР и, соответственно, напрямую влияющей на степень конкурентоспособности продукции (работ и услуг) общества — является высокая степень износа активной части основных производственных фондов. Основное технологическое оборудование со сроком службы более 20 лет составляет 90% от всего парка, срок службы остального оборудования находится в интервале 10–20 лет». С этим согласен и премьер Медведев.
Граждане начальники! В своем уме или как? Вы хотите, чтобы на этом металлоломе «левши» из Жуковского создали что-нибудь путное? «Не смешите мои тапочки», — говаривал юморист-классик.
И чем же занимались 600 инженеров и рабочих на своих рабочих местах весь 2011 год? Вы не поверите, ударно трудились над модернизацией разного рода самолетов для Министерства обороны. Правда, самолеты эти создавались во времена Никиты-кукурузника, и по возрасту и своим характеристикам должны занять почетное место в музее авиации. Но с другой стороны, все эти «Илы», «Яки», и прочие шедевры советского авиапрома, так сказать, «подножий корм» для ветеранов авиации. И что? Согласно цифрам, приведенным в отчете:
«Выручка от продажи работ и услуг в 2011 г. составила 588 004,0 тыс. руб. Себестоимость проданных работ и услуг в отчетном году составила 555 682,0 тыс. руб.» Итого прибыль от основной деятельности чуть больше 30 миллионов рублей! Слезы, а не деньги! У отдельных топ-менеджеров средней руки месячная зарплата больше.
За счет чего выживает завод?
«Прочие доходы на конец отчетного периода составили 71 047 тыс. руб., в т. ч. доходы от сдачи в аренду имущества, оказания коммунальных услуг составили 32 273,0 тыс. руб.». То есть, если перестать «баловаться» авиацией, а заняться коммерцией и поставлять воду городу Жуковскому, то это намного доходней и приятней. Ну, и кто мне объяснит, почему одна скважина, которая принадлежит предприятию, приносит дохода больше, чем работа на обороноспособность страны и научные разработки?
Впрочем, составители доклада, смогли найти в себе силы и ответить на этот вопрос, насколько это возможно в их положении, охарактеризовав его, как упадок российской авиации. Вот некоторые цитаты:
«Основной проблемой авиастроительной отрасли России является неконкурентоспособность гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и мировом рынках. Указанные процессы вызвали острейший дефицит финансовых ресурсов, необходимых для доведения до требований рынка готовых к серийному выпуску продуктов, а также для завершения разработок новых конкурентоспособных продуктов».
«Недостаточное финансирование отрасли не позволяло вести разработку новых образцов авиационной техники, тормозило техническое перевооружение предприятий отрасли, привело к существенному кадровому дефициту».
«В сложившейся ситуации ОАО „ЭМЗ им. В. М. Мясищева“ — авиационно-космическое предприятие с 50-летней историей по созданию уникальной летной техники, в том числе техники специального назначения, обладающее полным циклом производства, от „идеи до летных испытаний и сертификации“, одно из базовых предприятий авиастроительной отрасли Российской Федерации — в полной мере испытало на себе воздействие системного отраслевого кризиса».

Единственным акционером ОАО «ЭМЗ Мясищева» является ОАО «ОАК». Некоторые ветераны высказывают мысль о том, что завод готовят к продаже. Судите сами: стоимость активов завода составляет 776 035 тыс. руб. В том числе земельный участок — 513 313 тыс. руб.; здания — 246 374 тыс. руб. А если это выставить на рынок, то эту цифру спокойно можно увеличивать на порядок. Зачем нам авиация? Заграница нам поможет?!
А люди?
А чем тогда должны заниматься, как выживать жуковчане, вложившие душу, трудовой пот, положившие жизнь на алтарь авиации? А никак! Кто на пенсию, а кто торговать на рынок. Схема известна. Как сказал премьер, проще снести старое и построить новое? Где? Например, в Иркутске.
И как эпитафия на надгробье Российской авиации, звучит заключительная строка отчета:
«В отчетном 2011 году ОАО „ЭМЗ им. В. М. Мясищева“ государственной поддержки не получало». Где ж деньги, Зин?

В. Васильев

Проголосовать за эту статью: