№ 86 от 01 октября 2012 На главную
Жуковский:
Ту-334 — построим всей Россией?


«В России учреждён и зарегистрирован в Минюсте РФ фонд „Народный самолёт Ту-334-100“. Всё из-за того, что те, кому по должности положено развивать авиастроение, занимаются созданием благоприятных условий для прихода на наш рынок зарубежных производителей авиатехники».

КРИЧАЛИ ЖЕНЩИНЫ «УРА!»…
В 2008 году, если мне не изменяет память, в головах «эффективных менеджеров» от авиапрома, возникла идея создать в городе Жуковском, первопроходце Российской авиации, Национальный авиастроительный центр. Как известно, душа русского начальника просит простора, полета мысли и громадьё планов. Чего там мелочиться? В печати даже поговаривали, что еще немного и из столицы нашей родины бравые метростроители проведут линию метро, по которой доценты с кандидатами всяких авиастроительных наук будут ездить на работу в наукоград Жуковский, и само собой наша авиация будет летать лучше всех, дальше всех, и, разумеется, выше всех. Однако, как это издавна повелось на великой Руси, все это оказалось очередной маниловщиной. За 4 года, прошедшего с той исторической даты, город Жуковский прославился лишь скандалом с вырубкой Цаговского леса и разборками внутри городского сообщества по принципу «Дурак! Сам дурак!».
В августе этого года в город на вертолете марки «Робинсон» прибыл Дмитрий Олегович Рогозин, главный ответственный за оборонку вообще, и за авиастроение, в частности. На повестке дня — наполнение программы НЦА конкретным содержанием. В создаваемый центр попытаются перебазировать из Москвы все КБ, НИИ и опытные заводы, связанные с проектированием и строительством летательных аппаратов. Идея грандиозная и, на первый взгляд, очень привлекательная. Но, как известно, от сказанного до сделанного дистанция огромного размера. И порой эта верста превращается в дорогу в никуда.

АМЕРИКА РОССИИ ПОДАРИЛА САМОЛЕТ…
Идея сконцентрировать авиационные КБ, научно-исследовательскую базу и опытные производства, связанные с авиастроением, в одном месте и создать мощный, как сейчас принято говорить, центр компетенции, появилась почти десять лет назад — в те времена из Москвы изгонялись крупнейшие предприятия авиапрома. Не секрет: проектирование и опытное строительство практически всех военных и гражданских отечественных самолетов велось в столице. В ее центре находились и пока еще находятся «МиГ» и «Сухой». Причем оба в районе Ходынки, где не так уж и давно имелся большой аэродром, с которого еще в 1990-е годы взлетали такие огромные самолеты, как Ил-86. В нескольких километрах от Кремля — «Ильюшин», «Туполев», «Яковлев». Помимо конструкторских бюро, практически на всех перечисленных фирмах были свои авиастроительные заводы. А «МиГ» по сей день сохранил и опытное, и серийное производство в Москве. Вдобавок, на территории столицы располагается ряд крупных предприятий, производящих авионику и радиоэлектронное оборудование, а также настоящий гигант авиационного двигателестроения — «Салют». Но, кому нужно возиться со всякими там двигателями и планерами, если можно быстро разбогатеть, занимаясь продажей земли и недвижимостью с использованием служебного положения? По логике вещей вся эта промышленная мощь вошла в полное противоречие с новой политикой развития столичного мегаполиса. Приоритеты сегодня отданы банковско-офисной сфере. Нам еще много чего интересного предстоит узнать в будущем об этом периоде развития российской авиации, в основном в разделе «Криминальная хроника». Но нужно понимать, и это тоже давно не секрет, исторически научно-исследовательская и испытательная база авиастроения сформировалась в подмосковном Жуковском — не так уж и далеко от столицы. Здесь находится крупнейший в мире Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова, обладающий уникальной аэродромной базой «Раменское» — с полным набором летающих лабораторий, и всемирно известный Центральный аэрогидродинамический институт имени Н. Е. Жуковского, равных которому по исследовательским возможностям за рубежом еще поискать надо.
С точки зрения коммерции, Жуковский просто уникален.
В одном месте находится аэродром, способный принимать все типы воздушных судов, узел шоссейных и железнодорожных путей, а также Москва-река, что открывает огромные возможности по оказанию самых разнообразных транспортных услуг. Уже идет строительство специального перевалочного комплекса, на котором можно будет принимать и обрабатывать тысячи тонн грузов, доставляемых по воздуху, в контейнерах на большегрузных автомобилях и по железной дороге, а также водным путем. Ничего подобного в мире нет. ТВК «Россия» и проводимые этой структурой массовые шоу-выставки типа МАКС или очередной «юбилей ВВС» предполагают широкую открытость и массовость. А формирование авиастроительного центра — наоборот, усиление режимных ограничений и повышенную секретность.
Логично, что ЛИИ, ЦАГИ и испытательный аэродром «Раменское» — если Национальный центр авиастроения заработает в полную силу — должны быть максимально защищены от происков конкурентов. То есть, МАКСы, как были, так и останутся салонами за колючей проволокой. Только на этих российских праздниках авиации людей начинают обыскивать задолго до входа на территорию аэродрома. Кто был на шоу, тот знает, как пропускают зрителей на МАКС.
Другая проблема, наверное, существеннее. А кто будет работать в создаваемом Центре? На словах и согласно проектам тут планируется построить некие «кампусы», коттеджные поселки, комфортное многоэтажное жилье для специалистов и членов их семей. И что? Кто и на каких условиях его будет получать? Вопрос открыт, и вряд ли будет закрыт 2020-го, когда центр в Жуковском должен начать свою работу.
Есть отдельные товарищи, которые спят и видят аэродром ЛИИ четвертым аэропортом столицы. И делают все, чтобы эта мечта превратилась в явь. Подъездная дорога практически готова. Еще немного и поток грузов и пассажиров пойдет на аэродром. Большая часть имущества ЛИИ уже перешло в руки ТВК. А МАКС — это так, для дураков. Недаром ведь Транспортно-Выставочный Комплекс — сначала транспортный, а уж потом выставочный. Это же какой бизнес!
Самолётов Россия производит позорно мало. В 2011 г. ОАК поставила авиакомпаниям всего 11 гражданских воздушных судов. А ведь не так давно, М.Погосян, начав осваивать бюджет, обещал, что в 2010 г. построит и сдаст заказчикам 60 «Суперджетов». Потому — Ту-334 — смертный приговор и последний гвоздь в гроб Суперджета.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ БУДЕМ СТРОИТЬ САМОЛЕТЫ?
На одном из «Максов» мне довелось видеть полеты этого самолета. Меня поразило, что он взлетал как истребитель, после короткого разбега почти вертикально. От того, что он вытворял в воздухе, захватывало дух. И чтобы такой самолет появился в нашем небе, приходится собирать по копеечке с небогатого российского люда. Вопрос на засыпку: «Кто будет строить самолеты»?
Согласно политике правительства РФ — навезут в авиаград Жуковский еще больше таджиков, узбеков, азербайджанцев попросят на время прервать готовить шаурму и заняться созданием российской авиации. Россия двинется семимильными шагами вперед во главе с гастарбайтерами в светлое капиталистическое будущее! Все будет «о’keй», господа присяжные заседатели.

В.Куданенко

Проголосовать за эту статью: