№ 88 от 01 ноября 2012 | На главную |
«…Императорская колонна приближалась к Гжатску; она была изумлена, встретив на своём пути только что убитых русских. Примечательно то, что у каждого из них была совершенно одинаково разбита голова, и что окровавленный мозг был разбрызган тут же. Было известно, что перед нами шло две тысячи русских пленных и что их сопровождали испанцы, португальцы и поляки… Кругом императора никто не обнаруживал своих чувств. Коленкур вышел из себя и воскликнул: «Что за бесчеловечная жестокость! Так вот та цивилизация, которую мы несли в Россию! Какое впечатление произведёт на неприятеля это варварство? Разве мы не оставляем ему своих раненых и множество пленников? Разве не на ком будет ему жестоко мстить?»
Из дневника адъютанта Наполеона
ГОСПОДА, ВЫ ЗВЕРИ!
Есть такая русская поговорка: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Кто забудет — тому оба».
Потому, не плохо бы вспомнить о том, о чем не любят говорить историки наполеоновских войн. О бесчеловечном характере войны. Мы
Но, как говорится, все познается в сравнении. Когда замаячила смерть от голода и холода, французская галантность и цивильность
«В Можайске, куда мы прибыли во второй раз, все было переполнено ранеными; все старались захватить с собою этих несчастных, но не хватало самого необходимого, и пришлось многих покинуть на произвол врагов, которых нельзя было особенно похвалить, так как они бессердечно нападали на безоружных. Несчастные, предвидя это, умоляли их не покидать; поэтому на каждую повозку укладывали больных, но этот навязанный груз недовольные возчики нередко сбрасывали с повозки, и несчастные погибали на дороге. Бесконечные ночи были ужасны, сырое дерево не горело, но и его приходилось собирать с трудом. В ожидании огня многие замерзали даже на работе; в ней участвовали офицеры высшего разряда для того, чтобы иметь право греться у огня. Нередко случалось, что, когда огонь разгорался, подбегали сильнейшие и отгоняли слабых; дело часто кончалось драками и убийствами».
И это лощеные офицеры, люди, считавшие себя цивилизованными европейцами, носителями культуры, создателями мировых культурных ценностей.
СПАСЕНИЕ В ПЛЕНУ
Многих из них спас, как ни парадоксально русский плен. И здесь, находясь в плену, господа цивилизаторы отнюдь не отягощали себя достойным поведением. Пьянство, убийства и прочие прелести европейской цивилизации обрушились на головы русских людей. Русские мужики и бабы приняли их как страдальцев, не считали за грех накормить и напоить «несчастненьких», как, впрочем, и выпить с ними по русскому обычаю. А что носители великой европейской культуры?
Губернатор одной из Приуральских губерний доносил в Петербург, что французы «творят разные хозяевам домов, где квартируют, обиды». Кроме того, многие из них, «ходя по улицам и сидя на повете курят трупки без всякой от огня осторожности, отчего неоднократно делали зажиг». Военного губернатора просили из Нижнего земского суда перевести пленных в крепости на Уральскую линию, где контроль над ними со стороны казаков был бы более строгим. В мае 1814 в одной из губерний произошло сразу два убийства, связанные с военнопленными. Сначала француз лишил жизни новокрещенного чуваша Алексеева, а позже испанец убил своего земляка.
10 августа того же года в Оренбург был приведен сардинец на французской службе
При отправлении пленных из губернии в октябре 1814 в деревне Кичуевской Бугульминского уезда произошло целое побоище между французскими солдатами и русскими крестьянами. Прибывшая сюда группа пленных встретила ранее находившихся здесь товарищей, и солдаты решили отметить свою встречу. Они запаслись большим количеством продовольствия и водки. Праздник начался с еды и выпивки и закончился радостным пением и выкриками. Как раз в этот день местные жители отмечали престольный праздник в деревенской церкви, собравшись в полуразрушенном сарае. Русские так же пили и пели во все горло. Некоторые из них, выйдя на минуту из помещения, посчитали очень плохим, что французы выбрали тот же день, чтобы петь свои, как им показалось, насмешливые песни, в чем русские увидели пародию на свое поведение. Водка с той и с другой стороны воодушевила головы, и русские напали; они призвали тех, кто пел в сарае, и начали вместе прогонять французских солдат. Те ответили на эту непредвиденную атаку другими камнями, брошенными не менее точно. Сошлись ближе и, после неоднократных ударов с той и с другой стороны, русские бежали и были вынуждены даже оставить деревню. Каково?
А в начале июля 1814 дворянский заседатель астраханского земского суда Зимбилевский отправился в пригород Астрахани, селение Карантинное, откуда крестьянская жёнка подала жалобу, что поставленный к ней на квартиру французский солдат требует от нее сметаны, молока, яиц, цыплят и прочего продовольствия, угрожая побоями. Зимбилевский стал призывать этого рядового воздержаться от таких поступков, но тот объявил, что кроме своих офицеров никому не хочет повиноваться. Заседатель, видя нетрезвость солдата, приказал посадить его под арест, за что получил удар в щеку, а когда Зимбилевский приказал задержать непокорного, все военнопленные, около 80 человек, окружили его, а один, ударив в лицо и схватив за волосы, свалил на землю. От дальнейшей расправы чиновник едва освободился при помощи жителей селения.
Ничего себе, поведение пленных! Избиение чиновника закончилось ничем. Следствие над ними продолжалось до декабря, когда они были освобождены по Высочайшему манифесту о даровании прощения преступникам, не совершившим тяжелые преступления.
23 августа к городничему Астрахани пришел отставной солдат Семен Галанин, жалуясь, что трое квартирующих у него
Но не всегда подобные похождения военнопленных заканчивались столь благополучно.
К примеру, один военнопленный,
Но вскоре ребёнку стало лучше, что успокоило его родителей. Теменная кость оказалась слегка вдавленной, но перелома не было. Вызванный
ТАЙНЫ РУССКОЙ ДУШИ
Один из моих родственников в году этак 48 получил немалый срок за «космополитизм». Ему повезло — вместо 25 лет отсидел жалкие 7 лет. И случись же такое: по приезде в родной Новосибирск он получил за отсиженные годы 300 рублей компенсации — три оклада. Куда в таких случаях идет русский человек? Естественно, в кабак, дабы дать волю русской душе. Так вот, в этой чайной за столиком встретил он своего бывшего следователя, того самого, который отправил его по этапу. Вместе они эти триста рублей и пропили.
Такова неисповедимая тайна русской души. Тайна эта многое объясняет и события сегодняшнее дня. Живет в русском человеке настоящий гуманизм, вера в доброту и желание жить по «совести». И никакая «цивилизаторская сила» не способна сломить его душу. Да, русский человек многое может перетерпеть, но если враг повержен, мстить своим бывшим недругам он не будет. Но в бою ему лучше не попадаться.
Пора бы это уяснить всем, желающим еще раз проверить силу русского духа.