№ 88 от 01 ноября 2012 На главную
Чья в России земля?


Земельный вопрос почему-то не входит в список крупнейших проблем РФ. Про дороги и дураков слышали все. Но что дефицит земли изрядно портил кровь населению и при Петре I, и при Александре II, и при Столыпине, — знают только историки. При нынешней власти ничего не изменилось.

Парадокс: земли в РФ больше всех в мире. 70% территории — равнины, обеспеченность водой — высочайшая. Качество почв — местами эталонное, у нас — 50% мировых чернозёмов. При этом со всех концов страны слышатся жалобы: ни под застройку, ни под аграрные нужды земель катастрофически не хватает. Кто сидит на невероятных богатствах, не подпуская к ним народ?
СТРАШНАЯ ЦЕНА
Откуда в такой огромной стране, как Россия, взяться дефициту свободных пространств? В своё время СМИ облетела крылатая фраза В.Путина: «У нас земли мало, что ли?» Так он отреагировал, узнав, что погорельцам сельских пожаров лета 2010 г. чиновники предложили переселиться не в отдельные дома, а в многоэтажки. Чего жалели? По данным Росреестра, земли в РФ в общей сложности — 1,6 млрд. гектаров. По статистике, 65% территории — под лесом, 24% отведено под сельское хозяйство, 2% — под заповедники. Города и промышленность занимают по 1% площади страны. Правда, это самые лакомые проценты. При этом, несмотря на изобилие, народ землёй по-прежнему обделён. По статистике, в собственности населения только 7% земельного фонда. Причём в основном это не дачные участки, а наделы, доставшиеся бывшим работникам колхозов и совхозов при распаде хозяйств.
В 1993 г. указом Б. Ельцина распустили 25 тыс. коллективных хозяйств, при этом 12,3 млн. бывших работников получили земельные паи. В народе их прозвали «розовые бумажки» — по цвету бланка. Формально люди стали хозяевами наделов, на практике — ничем не владеют. Потому что подавляющее большинство участков не выделены из общего поля, границ нет, межевание не проведено. Полноценные права собственности сумели оформить только 1,5 млн. человек. В результате одни земли давно заброшены, другие намертво завязли в согласованиях, третьи — сданы за копейки в аренду крупным аграрным холдингам. Почти вся остальная земля, кроме бывшей колхозной, — в руках государства. У него ни много ни мало — 92% земельного фонда. Если поделить эти богатства на всё население, каждый станет крупным землевладельцем. Выйдет по 10 с лишним га на нос, семья из трёх человек получит громадный участок. Конечно, всё раздать не получится. Например, 1,2 млн. га выделено под дороги. Земли спецназначения, включая стратегические объекты, занимают 12,6 млн. га, нефте- и газопроводы — 49 тыс. гектаров. 135 млн. га — земли Минобороны. Но и оставшегося населению хватит с лихвой. Только шансы получить землю бесплатно стремятся к нулю.
Разумеется, время от времени политики разного толка озвучивают идею раздать пустующие земли народу. Об этом регулярно заявляют не только лидеры КПРФ и «Яблока», но даже правые деятели вроде М.Прохорова. Заигрывает с этой темой и партия власти. В ноябре 2008 г. вопрос о бесплатной раздаче населению бесхозных сельхозземель обсуждали на съезде «Единой России». Но всё остаётся на уровне болтовни, поскольку правительство идею не разделяет. Зато оно не против масштабной продажи земель иностранцам. Немалая часть российских нив и пашен на самом деле уже не российская. По самым скромным подсчётам, в руки зарубежных компаний перешёл 1 млн. га сельхозугодий.

ГОСУДАРЕВЫ ЗУБЫ
Порой земельные угодья уходят практически даром. Например, государство собирается отдать 200 тыс. га на Дальнем Востоке в 49-летнюю аренду китайским компаниям. По цене 50 руб. за гектар в год. Вторая проблема — ползучая застройка сельскохозяйственных угодий. Это те дачные посёлки, которые как грибы растут вокруг городов на землях бывших колхозов. Формально сделать это непросто, поскольку вопрос об изменении статуса земель решают комиссии на уровне субъекта Федерации. В реальности коттеджи строят всеми правдами и неправдами. Искушение огромное. Если гектар бывших сельхозземель перевести под промышленное строительство, его стоимость возрастёт до 1 млн. руб. и выше. Если владелец земли сумеет получить разрешение на строительство коттеджей, цена может подскочить до нескольких десятков миллионов. Участки, на которые оформлены разрешения на застройку, — всегда самые дорогие. Порой их стоимость — за пределами разумного. Всероссийский рекорд поставил крупный участок в Подмосковье, проданный по 6 млн. рублей. За сотку! На втором месте Сочи с планкой 1,5–2,5 млн. руб. за сотку. В Краснодаре не стесняются просить до миллиона. Иными словами, одна и та же земля, в зависимости от того, какие на неё оформлены бумаги, может уйти за несколько тысяч рублей, а может — за миллион. Для некоторых — грех этим не воспользоваться. Разумеется, в первую очередь зарабатывают те, кто выдаёт согласования. Доходы впечатляют. Яркий пример: дело бывшего губернатора Тульской области В.Дудки. В сентябре 2011 г. ему предъявили обвинение в получении взятки 40 млн. руб. за разрешение построить торговый центр на 2,5 га земли под Тулой. Ситуация с разрешениями на застройку земли ни для кого не секрет. Ещё в должности президента Д.Медведев бурно возмущался на заседании правительства. Мол, почему так и не построили обещанного народу доступного жилья? Потому что региональные чиновники массово «нахапали участков». Они раздали приближённым компаниям самые лакомые куски городской и пригородной земли. Теперь большинство площадок простаивают, потому что их держат впрок, дожидаясь роста цен. Чиновничьи манипуляции с землёй — одна из основных причин неадекватно высокой стоимости жилья в РФ.
Всплыл такой факт: 90% земель под строительство выделяются волевым решением местных властей, без аукционов. Не редкость прямые нарушения Земельного кодекса. Дмитрий Медведев пообещал «показать зубы государства», пересажать виновных и отобрать незаконно розданные участки. Что сделано? Завели несколько показательных уголовных дел против самых зарвавшихся представителей местной власти, которые закончились нечем. Возможно, потому что расследования ведут местные прокуратуры, которым региональные власти всегда ближе столичных. В результате охота идёт спустя рукава.

ВТОРОЙ СТОЛЫПИН
Вообще, судя по криминальной хронике, чиновничьи махинации с землёй — дело необычайно распространённое. Действуют всегда одинаково. На уровне мэрий и областных администраций — не редкость фиктивные земельные аукционы. Это обычный способ раздать лучшие участки карманным компаниям. Ступенькой ниже, в муниципалитетах и поселковых администрациях, — нередко земли банально воруют, подделывая документы. Иногда местные власти покушаются на святое — земли правительственного подчинения. Ещё в 2008 г. правительству пришлось проводить срочную ревизию собственности. Для этого выпустили постановление, заморозившее все сделки с федеральными землями, расположенными в пределах 30 км вокруг городов-миллионников, 15 км — городов с населением до 100 тыс. жителей. Что в итоге? Ничего. Такое ощущение: их разрывает между двумя желаниями. С одной стороны, рассчитывают отделаться полумерами. С другой — стремятся разрубить аграрный гордиев узел на корню. Например, вроде бы приняли законы, облегчающие межевание земель. У бывшего колхозного поля могут быть сотни, а то и тысячи собственников. Раньше, чтобы договориться о границах и расположении участков, требовалось согласие всех владельцев общинного надела. Теперь достаточно 20% голосов. Тут — явный прогресс. Но порой реформаторов изрядно заносит.
Например, весной 2012 г. Минэкономразвития предложило отменить систему деления земель на категории. Мол, она устарела. И вообще: несмотря на запрет, в самых сладких регионах до 30% дачной недвижимости всё равно построено на землях сельхозназначения. Иными словами, хотят узаконить сложившийся порядок вещей. Но чем обернётся отмена категорий?
Сейчас есть земли водного и лесного фондов, запаса, транспорта, связи и т. д. У каждого типа свои ограничения. Разумеется, на сельскохозяйственных землях можно только пахать, косить и сеять, массовая застройка настрого запрещена. Дай волю: строительные компании быстро закатают в асфальт бывшие нивы вокруг городов. Ограничение худо-бедно работает. Только надолго ли? По плану Минэконома, не будет ни сельскохозяйственного, ни лесного, ни жилого земельного фондов. Разумеется, это упростит жизнь строителям. Но несложно представить, какая судьба ждёт леса и поля. Вообще земельный вопрос — та область, где власть должна пойти навстречу народу, а не крупному капиталу. Здесь назрели простые и необходимые решения. Пора довести до ума законы и ограничить чиновничий произвол. Главное, сделать так, чтобы люди, наконец, действительно почувствовали себя хозяевами родной земли.

Проголосовать за эту статью: