№ 89 от 15 ноября 2012 На главную
Портрет поколения

В Раменском живет замечательный человек Николай Тимофеевич Волобуев, который родился 27 октября (7 ноября) 1917 года в день, считающийся днем Октябрьской революции.

Что такое Октябрьская революция в России? Многие ищут ответ на этот непростой вопрос.
Очень ясный и правильный ответ на эту тему дал мне ветеран Великой Отечественной войны, наш земляк, коммунист Волобуев Николай Тимофеевич, который отметил свой 95-й юбилей с ясной головой, цепкой памятью, удовлетворительным здоровьем и с тёплой заботой своей дочери Инны.
Прежде чем идти на встречу я решил посмотреть в «мировой паутине» о месте рождения Николая Тимофеевича и нашёл вот что: «Еленовское село населено крестьянами-собственниками. Правления нет, в административном отношении причислено к волости Николаевской. Расположено верстах в 10 от р. Кубани, по левой стороне от нея, на речке Псенафе. Главное занятие жителей — хлебопашество. Ближайший врач в ст. Усть-Лабинской в 10 верстах. Покровская церковь построена в 1903 г.; кирпичная, колокольня отдельно на столбах. На постройку церкви Высочайше пожаловано 1000 р. Церковно-приходская школа 1. Помещается в собственном удобном здании. Жалованье учит. — 300 р. от Уч. Совета. Население в селе Еленовском 636, в хуторах 1852, всего 2488 душ. Рождений 167, браков 29, смертей 68».
Когда я прочитал Николаю Тимофеевичу эти данные, в глазах вспыхнули искорки воспоминаний, и он сказал: «Точно, это наше село. Церковь и школа, так и стоят в моей памяти. А существует ли сегодня?» Я ответил утвердительно. После этого хозяин начал свой рассказ, а я внимательно слушать.
«Правильно написано там, что вы прочитали. Мои прадед, дед и отец были крестьяне, так что я из потомственных крестьян. Отец мой, Тимофей Васильевич, всю жизнь работал на земле-кормилице, а матушка моя, Варвара Ивановна, занималась домашним хозяйством. Не бедствовали, но и не были состоятельными. У родителей было четверо детей, потом один ребёнок умер, и наша семья состояла из 5-и человек. Пахотной земли 5 гектар и 30 соток земли под огород — вот и всё наше богатство. На поле сеяли пшеницу, ячмень, кукурузу и овёс для лошадей. На огороде выращивали все нужные для жизни овощи. Скотина была: две лошади, один лошак (жеребёнок), корова, 6 овец и с десяток кур. Хлеб пекла мама, сливочное масло делали. Отец приучил к работе на земле с шести лет: посадит меня на коня, чтобы я правил, а сам идёт за плугом. Трудно жили. Рядом были казацкие хутора. Отношения с казаками были сложные. Драки были часто. Помню, они так говорили: „Ты мужик, а я казак“.
Во времена военного коммунизма был такой у нас случай. Приезжают на двор три человека на лошадях, в будёновках, с винтовками за спиной и говорят, что нужно им помочь фуражом. Отец насыпал из амбара по мешку зерновых, тёлку отдал, а взамен они оставили военные бриджи. Я в них с головой влез. Надо сказать, что большинство средних крестьян признали большевиков, а состоятельные — нет. В 1924 году начал учёбу в церковно-приходской школе. Это были первые результаты начавшейся культурной революции на селе. Школу закончил в 1928 году. Во времена НЭП были организованы артели и ТОЗы — товарищества по обработке земли. Сложное было время. С 1931 года началась коллективизация. Артели и товарищества ликвидировали и создали колхоз им. Сталина. Сданные в колхоз лошади погибли в течение года, а инвентарь или сломали, или растащили. Землю потом пахали на коровах. Наступил голодный 1933 год. Тяжело вспоминать. Не было у крестьян даже ржаного хлеба. Но выжили. В том же году погибает отец от рук бандитов. Ограбили и убили. В те годы у милиционеров было подобных много дел. Но жизнь шла вперёд. В 1934 году в селе появляются три трактора: „Фордзон“ и два „ЧТЗ“. „Фордзон“ делали на Путиловском заводе в Петрограде, поэтому этот трактор ещё называли „Путиловец“. Среднюю школу я окончил в 1934 году, в Краснодаре, а потом продолжил работать в колхозе. По приказу Сталина в 1935 году объявили набор для строительства курортов в г. Сочи. Уехал на стройку. В 1936 году поехал строить завод „Радиолампа“ в г. Щёлково Московской области. На родных местах я больше не был.
Подошло время служить в армии. В ряды РККА я был призван в 1938 году. Службу проходил в 425-м отдельном танковом батальоне, в Приморье. Служил достойно: стрелял из танка на „отлично“, на турнике вертелся ловко, вёрткий я был. Армейское звание — старший сержант, механик-водитель. Результат таков: меня направляют в Казанское танковое училище. Освоил танки союзников, США и Канады, полученные по ленд-лизу: американский „Валлентайн“ и канадский „Джэмси“. Оставляют инструктором для подготовки командиров танков из мобилизованных нестроевого состава.
Рвался на фронт. Но меня направили в Челябинское авиационное училище в начале 1944 года, а в августе того же года я прибываю на фронт и служу в одном из подразделений АДД (авиация дальнего действия) бортмехаником.
Все самолёты были тоже по ленд-лизу — американские „BI“ фирмы „Боинг“. Принимал участие в технических полётах, для проверки отдельных узлов и механизмов перед вылетом экипажа на боевое задание. К моему счастью все самолёты и лётные экипажи, которые я обслуживал, всегда возвращались с заданий целыми и невредимыми. После Победы 9 мая 1945 года продолжил службу в ВВС в г. Житомире БССР.
Демобилизовался в 1947 году и вернулся в город Щёлково, откуда был призван в армию. Встретил как-то приятеля в Москве, разговорились, а в результате я был принят на работу в Быковский аэропорт, на должность борт-механика. Закончил „Школу высшей лётной подготовки“ в г. Бугуруслане и вместе с экипажем начал летать на американском самолёте „SI-47“ (Сикорский) по маршруту Москва-Воронеж-Запорожье-Симферополь. С 1957 года работал в аэропорту „Внуково“, сначала в „Авиотряд200“, а затем в „65-м отряде“ борт — механиком первого класса на ТУ-104. Налёт составил свыше 20 000 часов. В конце 1976 года распрощался с небом и вернулся в Быково, на ремонтный завод в „ЛИС“ — лётно-испытательная станция. Самолёты обкатывали после капитального ремонта. С уважением вспоминаю своего начальника, Иосифа Григорьевича Паперного, который внимательно посмотрев мой послужной список, предложил директору завода поручить мне заниматься самолётами „SI-47“, которые я обслуживал ранее. Кстати, жизненный путь эти самолёты закончили порезкой их на заводе в присутствии американцев. Так поступили со всеми самолетами, которые СССР получил по ленд-лизу.
О семье? Как-то приятель пригласил меня в гости к своей знакомой.
Жила она в вашем городе, в Раменском, на улице „Сафоновское шоссе“, дом 1. В этом доме жили в основном работники РПЗ. Вижу: открывается дверь и появляется „королева“, подруга хозяйки — Зинаида Ивановна Кирпичёва. Вот так и познакомились. Ходили гулять в парк, озеро было такое полное, что вода доходила до уровня сегодняшней Площади Победы. Через некоторое время я переехал к своей „королеве“ и началась моя счастливая семейная жизнь. А насчёт членства в партии? Член ВКП(б) с 1945 года. Самые настоящие коммунисты были в первичных организациях.
По моему мнению: в октябре 1917 года был не переворот, а самая настоящая революция, и это признано во всём цивилизованном мире. Так появление первого в мире социалистического государства изменило устройство мира. И ещё, хочу сказать спасибо всем, кто поздравил меня с 95-летием, и пожелать всем доброго здоровья и благополучия».
Редакция газеты «В рабочий полдень» от всей души поздравляет Вас, уважаемый Николай Тимофеевич, с очередным жизненным подвигом 95-летием со дня рождения и желаем Вам бодрости духа, крепости здоровья и долгих лет жизни.


На фото: Депутат раменского Совета депутатов А.Дадонов, М.Барков(автор статьи),Э.Карплюк, Н.Волобуев

М.Барков

Проголосовать за эту статью: