№ 89 от 15 ноября 2012 На главную
Просвещение или смерть?
Филиалам столичных вузов в Подмосковье грозит закрытие


Из 58 расположенных в Подмосковье филиалов столичных вузов ведомство посчитало успешными только 32. Судьба «не успешных» филиалов пока неизвестна, но власти подмосковных городов боятся их закрытия, так как это может привести к оттоку молодежи из области.

Шесть подмосковных филиалов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) будут закрыты после того, как Минобрнауки признало их неэффективными, сообщил проректор РГГУ по финансово-экономической деятельности и перспективному развитию Андрей Николаев. По его словам, приказы о закрытии филиалов в Мытищах, Кашире и Павловском Посаде уже подписаны. В ближайшее время должны закрыться филиалы в Электростали, Чехове, Наро-Фоминске, Воскресенске. Все они были признаны неэффективными в ходе мониторинга, результаты которого Минобонауки опубликовало 1 ноября 2012 года.
Обычно в одном филиале РГГУ учится обычно 450–500 студентов и работает около 50 преподавателей. Как утверждают руководители вуза, большинство студентов заочники, они будут переведены в Москву или в оставшиеся в области филиалы — в Дмитрове, Домодедово и Фрязево, — говорит проректор. — Со студентами, которые учатся очно, вопрос будет решаться индивидуально. Совсем другая ситуация сложилась в городском поселении Бронницы. Министерство признало неэффективным местный филиал Московского автодорожного государственного технического университета (МАДИ). При этом, по словам главы поселения Геннадия Пестова, МАДИ — важное для жителей образовательное учреждение.
— Для нашего небольшого города наличие филиала престижного вуза имеет определенный статус, — пояснил он. По словам мэра, к нему обратились студенты, их родители и преподаватели филиала. Все они встревожены риском закрытия учебного заведения. Всего в филиале учатся 500 студентов и работают более 70 преподавателей. Он добавил, что сделает все возможное для сохранения филиала.
В министерстве образования Московской области заявили, что ведомство намерено вести переговоры с Федеральным министерством о судьбе вузов. Ранее глава федерального ведомства Дмитрий Ливанов заявлял, что вузы, признанные неэффективными, закрываться не будут, их ждет реорганизация, смена руководства или увеличение финансирования. А вот филиалы с низким качеством образования министр обещает ликвидировать.
Не будет преувеличением сказать, что цели, которое ставило ведомство, проводя подобного рода мониторинг, неизвестны никому. Тем более, что он основывается на данных, предоставленных самими вузами. А, следовательно, изначально не может быть полностью объективным. Скорее всего, это вызвано резким падением престижа российских вузов на международной арене и попыткой нового руководства министерства показать свою активность в данном направлении.
В какой-то мере это вполне закономерно, так как в целом система высшего профессионального образования России в настоящее время не просто находится в кризисе. Она очень близка к состоянию коллапса. Но в этом нет вины руководителей вузов. В этом целиком и полностью вина руководства страны и, в первую очередь, самого министерства образования и науки.
Фактически на протяжении почти 20 лет система высшего профессионального образования России развивается стихийно, не имея перед собой ни четко поставленных задач, ни должной экономической поддержки со стороны государства и государственной программы развития. Никто в Российской Федерации не знает, каких именно специалистов и в каком количестве необходимо подготовить для страны. А вот качество подготовки специалистов в связи с переходом на двухуровневую систему обучения резко упало. Это стало результатом неграмотного вхождения России в Болонское Соглашение. Вместо того, чтобы всего лишь произвести процедуру согласования с участниками этого Соглашения стандартов высшего профессионального образования, наши «реформаторы» полностью сломали всю систему.
Так что «слабым звеном» сегодня, к нашему огромному сожалению, является практически вся система высшего профессионального образования России.
Действительно минобрнауки не знает пока, что дальше делать с результатами данного мониторинга. Потому что, начиная его проведение, руководство министерства не удосужилось выполнить элементарных требований для подобного рода исследований: поставить перед собой цели и задачи. Поэтому сегодня минобрнауки похоже на унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.
Какие-то управленческие решения по итогам «мониторинга» надо принимать, а какие именно, оно пока не знает. Потому что чисто механически закрыть так называемые «неэффективные» вузы оно не сможет. Да это и небезопасно. Это может вызвать мощнейший социальный взрыв, так как в них сегодня обучаются тысячи студентов. Оказать экономическую поддержку всем «неэффективным» вузам тоже не получится, так как образовательный бюджет в 2013–2014 годах будет не увеличиваться, а сокращаться.
Да и по закону, для того, чтобы закрыть тот или иной вуз, надо сначала лишить его государственной лицензии и государственной аккредитации. А это теперь делается исключительно через суд. Таким образом, минобрнауки и Рособрнадзор погрязнут в судебных процессах и окончательно перестанут заниматься своими непосредственными делами. Значит, все останется по-прежнему. Отсюда проистекает простейший вывод: подобного рода мониторинг, возможно, и надо было проводить. Но это должно было быть сугубо внутреннее мероприятие минобрнауки для изучения ситуации и разработки соответствующего комплекса мер внутри своего ведомства. И не надо было устраивать из этого всероссийскую показательную акцию.
Нужно понимать, что в огромном прекрасно оборудованном здании можно не подготовить ни одного толкового специалиста. А в маленькой комнатке известного мастера можно подготовить целую плеяду высококлассных специалистов. Что касается такого критерия, как доходы вуза, то по большому счету он вообще не должен заниматься зарабатыванием каких-либо средств. Главная его задача — готовить высококвалифицированного специалиста. А задачу обеспечения его соответствующими финансовыми ресурсами должно решать государство и национально ориентированный российский бизнес. Зарабатыванием денег вузы сейчас занимаются не от хорошей жизни. Они испытывают резкий дефицит финансирования из государственного бюджета, который в отдельных случаях достигает 60% от требуемых сумм. Вот и превращаются высшие учебные заведения в торговые лавки. Конечно же, в ущерб выполнению своей основной задачи — обучению студентов.
Данный «мониторинг» показал, в первую очередь, неэффективность работы министерства образования и науки России. А также других государственных органов, имеющих отношение к управлению системой высшего профессионального образования страны. Он не выявил, да и не мог выявить наиболее важные проблемы высшего профессионального образования в Российской Федерации. Но с явной отчетливостью показал, что все последние 20 лет эта система не по вине ее участников, а по вине ее руководителей шла не в ту сторону.
Да и сейчас, если в результате данного «мониторинга» выводы будут сделаны лишь в отношении самих вузов, попавших в разряд «неэффективных», и не будут сделаны в отношении тех, кто все эти годы столь неудачно «реформировал» систему образования, то все закончится плачевно. В стране нужно в целом менять доктрину и подходы к организации высшего профессионального образования.

И. Правдин

Проголосовать за эту статью: