№ 91 от 26 декабря 2012 На главную
«Последняя любовь» Сергея Павловича Королёва

Драма «царской» ракеты Н-1


Тяжелый ракетоноситель Н-1 называли «Царь-ракетой» за размеры и поставленные в ходе работы над ним цели — укрепление обороноспособности, продвижение народно-хозяйственных и научных программ, пилотируемые межпланетные перелеты. Высота ракеты была 110 метров, стартовый вес около 2500. Но, подобно кремлевским тезкам — Царь-пушке и Царь-колоколу — это изделие, ни разу не сработало…


Задумывалась сверхракета еще в конце 1950-х годов в королёвском ОКБ-1. Среди вариантов — использование конструкторского задела от запустившей первые спутники знаменитой Р-7, создание ядерной двигательной установки для другого ракетного комплекса. Наконец, после раскачки в 1962 году Государственная комиссия избрала компоновку с вертикальной конструкцией, способную вывести на околоземную орбиту до 75 тонн полезной нагрузки (к Луне — 23 тонны, к Марсу — 15 тонн). Тогда удалось разработать и внедрить массу уникальных технологий — новые методы сварки, бортовую вычислительную машину, систему аварийного спасения космонавтов, решетчатые крылья…


Знакомьтесь: Дмитрий Филлипович Бровкин. Год рождения 1936. Закончил Московский Горный институт. 2 года отработал в Казахстане, затем по февраль 2010 года в Центральном конструкторском бюро тяжелого машиностроения.
С 1984 года проживает в Раменском.


ВСПОМИНАЯ БЫЛОЕ
…На полигон Байконур я прилетал пять или шесть раз, но особенно запомнилось два рейса. Первый был летом. К концу полета в самолете стало очень холодно — оказывается стюардессы «выхолаживали» салон для пассажиров обратного рейса (на земле было плюс сорок), чтобы они входили в прохладный салон. Возможно экипаж не забыл и о себе… Второй состоялся в конце ноября 1971 года. В Москве было пасмурно, полигон нас не принял — нелетная погода.
Был случай. На площадке, где собирали башню обслуживания ракетного комплекса Н-1, в ночную смену комплекс упал и зацепил противовесом за ствол башни. Кран имел исключительные технические данные по величине груза и высоте подъема — как мне говорили, таких было только три в стране. Монтажники были в тупике: во-первых, где взять второй кран, а во-вторых, его нужно привезти и смонтировать. И все же нашли выход: могучую лебедку они закрепили на земле. И со своей задачей блестяще справились.

Как же шла работа по программе «Н-1-ЛЗ»?

С февраля 1969 года по декабрь 1972 года было совершено 4 запуска ракеты носителя Н-1 с головным блоком ЛЗС (макетный лунный корабль). Все они закончились неудачно. При первом запуске (21 февраля 1969 года) возник пожар в хвостовом отсеке ракеты и двигательная установка ракетного блока «А» была выключена системой КОРД на 70-й секунде. Второй запуск (3 июля 1969 года) закончился взрывом кислородного насоса одного из двигателей блока «А», последовавшим затем взрывом всей ракеты, приведшим к большим разрушениям стартовой позиции. Третий запуск состоялся 27 июля 1972 года и так же закончился аварийным исходом из-за потери управляемости ракеты по каналу вращения. Четвертый запуск, произведенный 23 декабря 1972 года, оказался наиболее удачным. Полет продолжался 107 секунд и закончился взрывом в хвостовом отсеке блока «А». Конечно, мы прилагали максимум усилий, но запустить ракету Н-1 все же не смогли. Видимо, уровень развития промышленности и науки не позволил нам на тот момент это сделать. Однако, нужно помнить, после разрушительной войны прошло менее четверти века, а мы работали над таким грандиозным проектом, готовились покорить Луну и Марс.

НА ПЫЛЬНЫХ ТРОПИНКАХ ДАЛЕКИХ ПЛАНЕТ…
Ныне об отечественном космическом ракетостроении говорится мало, это в частности, отражено и в Федеральной космической программе на 2006—2015 гг.: лишь в середине емкого текста одиноко разместился абзац о том, что наши носители — наиболее надежные в мире. Но большинство их работает на токсичных компонентах топлива. Другой недостаток в том, что стоимость выведения спутника на орбиту уже поднялась до сравнимой с зарубежными конкурентами.
Что же таится в «тяжелых» планах Роскосмоса и конструкторской мысли? Только в планах на 2026–2040 годы — создание носителя сверхтяжелого класса и завершение строительства на дальневосточном космодроме инфраструктуры для осуществления полетов на Луну и ее освоения. Готовность же марсонавтов и их корабля неизбежно будет увязываться с эффективностью текущих программ, наработкой сопутствующих, международным сотрудничеством и неизбежно — с устранением последствий финансового кризиса.
P. S. Коллектив редакции газеты «В рабочий полдень» сердечно поздравляет Дмитрия Филипповича, а в его лице всех ветеранов космической и авиастроительной отраслей с наступающим Новым годом! Вы для нас — образец служения своему делу, служения на благо Отечества, своего народа. Уверены, что наши космонавты выполнят вашу мечту — оставят свои следы на пыльных тропинках далеких планет.

Беседовал В.Викторов

Проголосовать за эту статью: