№ 96 от 15 марта 2013 На главную
Город и авиация: близнецы-братья


КОМУ НА РУСИ ЛЕТАТЬ ХОРОШО


В конце января Росавиация бодро сообщила оперативные данные об объёме перевозок российских авиакомпаний за 2012 год. Согласно опубликованным данным российские авиакомпании перевезли за год 74 032 603 пассажира, то есть чуть более 74 миллиона, что на 10 миллионов больше, чем в прошлом году. «Между прочим, это почти половина населения страны. В процентах рост к 2011 году составил 15%, к 2010 году — 30%.
Но если считать не по числу посадочных талонов, а по предъявленным паспортам, то число реально перевезенным пассажиров, составит около 4 млн. человек. Специалисты считают, что 4 млн. даже оптимистическая оценка. На самом деле еще меньше. То есть постоянный, год от года, рост числа перевезенных пассажиров не означает, что большее число граждан стали пользоваться услугами авиакомпаний. 74 млн. перевезенных пассажира — это менее 4 млн. реальных граждан.
Есть такое понятие, как средняя дистанция полета. Эта величина получается делением пассажирооборота, измеряемого в пассажирокилометрах, на число перевезенных пассажиров. В этом году она достигла более 2600 км. На таком уровне средняя дистанция полета была во второй половине 90-х годов в период максимального падения перевозок. То есть в структуре наших перевозок почти не осталось региональной авиации, не говоря уже о местной.
Международные перевозки растут в России быстрее, чем внутренне. Внутренние перевозки хронически убыточны, а на международных можно заработать. Например, авиакомпания «ЮТейр» летает внутри страны в убыток, а зарабатывает за рубежом на предоставлении вертолетных услуг. Если они перестанут летать, то без пассажирской авиации останется большая часть Севера страны. В 2012 году объем перевозок на международных авиалиниях превысил объем перевозок на внутренних. Больше стали летать за границу избранные четыре миллиона.
Из 656 эксплуатируемых магистральных самолетов — 153 российских и 503 западного производства. На региональном рынке ситуация другая. Там, 196 отечественных самолетов, в основном, оставшихся с советских времен. И 98 машин зарубежных, тоже не первой свежести. Таков воздушный флот современной России.


ВЫ ЧЬИ, ЖУКОВЧАНЕ?


Жуковский — особый город, значительная часть населения качественно отличается от остальных регионов. Из 102 тысяч населения Жуковского около 15 тысяч человек трудятся в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. По данным 2002 года показатель высшего образования среди населения Жуковского был высок и составлял порядка 50%. Тогда как по России в целом этот показатель был на уровне 19,4%. Поэтому основным вопросом для горожан является не ЖКХ, не разбитые улицы, не нашествие мигрантов. Основную проблему нужно сформулировать так: «Будет ли развиваться отечественная авиация и гособоронзаказ»? Если такое развитие будет позитивным, то социальные проблемы города-наукограда будут успешно решены. Но согласитесь, решить столь непростые проблемы не под силу никакой местной власти, даже будь Глава муниципалитета семи пядей во лбу. А что думает по этому поводу Федеральный центр, областные власти и руководители ЦАГИ?


АВИАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ РОССИИ ОБЪЕДИНЯТ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОЛДИНГ?


«Пять лет мы не сидели сложа руки», — заверил исполнительный директор Центрального аэрогидродинамического института, член-корреспондент РАН, председатель Совета директоров предприятий города Жуковского Сергей Чернышев жителей подмосковного авиаграда, выступая 13 марта на открытом общественно-экспертном форуме «Перспективы развития наукограда и Национального центра авиастроения в Жуковском». Он честно признался, что испытывает некоторое неудовлетворение по поводу медленного разворачивания проекта по созданию в Жуковском Национального центра авиастроения. Вспомним, как 22 февраля 2008 года президент Владимир Путин по итогам выездного совещания правительства России подписал Указ о создании НЦА в городе Жуковском. Указ умещался на одной странице, к нему прилагалось несколько документов. Предполагалось создание на базе Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова специализированной инфраструктуры, направленной на развитие транспортно-выставочной деятельности и на концентрацию в городе предприятий авиапрома: перебазирование сюда штаб-квартиры Объединенной авиастроительной корпорации, авиаконструкторских бюро, головных институтов — ЦАГИ, Центрального института авиационного моторостроения, Государственного НИИ авиационных систем, Всероссийского НИИ авиационных материалов, ряда других институтов. Была обозначена и образовательная составляющая: создать центр подготовки кадров для этого комплекса. Увы! Пока это всего лишь намерения.
«Для медленного темпа были и объективные причины — серьезный кризис 2008–2009 годов, федеральное правительство сократило финансирование ряда программ, — отметил Чернышев. — Уже на выходе — принятие решения о создании в нашей стране Национального исследовательского центра „Институт Жуковского“, который объединит ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина и испытательный полигон в Фаустово Воскресенского района для консолидации усилий и более эффективного проведения работ по научно-техническому заделу». Правительство России планирует в середине апреля внести в Госдуму проект закона, который позволит создать условия образования в России научного государственного холдинга, причем каждый из пяти государственных институтов будет оставаться независимым юридическим лицом. Цель — тесная консолидация и координация всех научных программ, финансов, взвешенная политика управления интеллектуальной собственностью. Подобные модели сегодня успешно работают в западных странах с сильной авиационно-космической промышленностью — это США, Франция Германия. Сергей Леонидович предложил подумать над созданием объединенного Авиастроительного университета в городе, ведь и сегодня Жуковский обладает огромным научно-образовательным потенциалом, и его нужно включить, как важное направление в программу развития города. «Город Жуковский всегда был и остается городом федерального значения, городом, призванным решать крупномасштабные государственные задачи», — сказал Сергей Чернышов.

ОБЛАСТЬ ГОТОВА ПОДДЕРЖАТЬ ГОРОД


Заместитель министра областного правительства Григорий Семин рассказал о деятельности министерства инноваций и инвестиций в отношении городов-наукоградов Подмосковья.


«В прошлом году, — отметил Григорий Иванович, — по линии нашего министерства из 338 миллионов было выделено 58 миллионов рублей на развитие города Жуковский. Больше получил только город Королев. — В то же время городские предприятия отгрузили товаров на 28 миллиардов рублей. И это неплохой показатель. Сегодня перед областью стоит задача — довести объем консолидированного областного бюджета до 1 триллиона рублей, увеличив его тем самым в два раза. А это можно сделать только за счет притока инвестиций в промышленность и социальную сферу. Уже сегодня мы создаем условия для более эффективной работы инвесторов. К примеру, инвестор может обратиться в правительство с любым вопросом по «горячей» линии и работать по принципу «одного» окна.


НАУЧНО_ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАДЕЛ — ФУНДАМЕНТ АВИАЦИИ.


Игорь Евгеньевич Ковалев — заместитель генерального директора ЦАГИ по управлению программами остановился на проблемах современной авиации.
«Сегодня, — отметил Игорь Евгеньевич, — одной из программ развития авиации является научно — технический задел. — Он предусматривает уровни развития авиационных технологий в инновационном цикле авиастроения. Мы четко понимаем — без государственного финансирования нельзя развить российскую авиацию. В этом нас убеждает и зарубежный опыт. Бизнес не может вкладывать деньги на ранних ступенях создания технологий. Поэтому научно-исследовательский центр имени Н.Жуковского, который создается в Жуковском, станет по статус Федеральным бюджетным учреждением.


НАРОД ХОЧЕТ ЗНАТЬ


Участники конференции, среди которых немало было ученых, людей, сведущих в теории и практике авиастроения, задавали вопросы выступающим со сцены Дома ученых. И первым был вопрос о том, как идет работа над решением тех задач, который поставил перед областным правительствам Сергей Шойгу, будучи губернатором Московской области. Это, прежде всего, создание в Жуковском центра подготовки специалистов для малой авиации и производства летательных аппаратов такого класса. Заместитель министра Г. Семин, к сожалению, дать конкретный ответ не смог, но пообещал навести справки и дать ответ.
Второй вопрос касался финансирования авиастроительной промышленности в России. Как подтвердил Сергей Чернышов, объем финансирования российского авиастроения в 3–4 раза меньше, чем в странах — лидерах авиастроения. Присутствующие на конференции задали еще целый ряд вопросов, напрямую касающиеся развития авиации и города.


ГОЛОСОВАТЬ «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»?


Было время, когда жители Жуковского голосовали «против». Голосовали против воровства, против неприкрытой лжи, против откровенного пренебрежения интересами горожан. И этот перечень можно продолжить. И власть знала и понимала — народ против такой власти. Сегодня Главой города должен стать такой человек, который очистит власть от всякой коросты, вернет людям веру, прежде всего, в себя, в свои силы.
Сегодня всем нужно подумать над тем, что атмосфера в стране, и в частности в Подмосковье, становится другой. К управлению страной приходят другие люди, с другими ценностями, другими взглядами на жизнь. И в этом очистительном деле больше всего нужны люди дела, способные стать объединительным началом для горожан. Жуковский, и в этом его особенность, символ разных, умных и непохожих людей, объединенных небом. Сегодня, и это нужно помнить, на то, что происходит в городе — смотрит вся страна. Смотрит с надеждой и верой.

В. Куданенко

Проголосовать за эту статью: