№ 100 от 15 мая 2013 На главную
Дороги, которые нас унижают:
вместе со снегом сошел асфальт

После того, как сошел снег, в Раменском районе, Жуковском выяснилось, что вешние воды унесли и часть асфальтового покрытия, превратив немалую часть дорог и улиц в полигон для испытания бронетехники. Почему это произошло?

Как известно, российская статистика знает все. Именно с этой фразы начинался знаменитый роман про Остапа Бендера.
С 1995 по 2008 годы в РФ совокупный автопарк, по данным Росстата, вырос с 17,645 миллиона единиц до  38,264 миллионов единиц. Это более чем в два раза. То есть, автопарк в стране уже перевалил за 40 миллионов единиц и составляет около 40,5–41 миллионов автотранспортных средств, как минимум. За это же время в стране было построено 60,3 тысяч километров дорог с твердым покрытием. Это почти на 23 миллиона автомобилей прироста. Получается, что государство в России каждый новый автомобиль обеспечивает в среднем 3 метрами дороги с твердым покрытием. Много это или мало? Это — капля в море!
Сейчас Россия стоит перед выбором: либо просто смертельная коррупция (она реально существует, но не является лишь единственной проблемой), либо отсутствие дорог. Пока строительство дорог и коррупция — это синонимы.

В РОССИИ ОДНА БЕДА БОРЕТСЯ С ДРУГОЙ
В конце прошедшего года глава Федерального дорожного агентства привел такие данные: около 40 тыс. российских населенных пунктов до сих пор не имеют доступа к дорогам с твердым покрытием. Россия оказалась в числе десяти стран с наихудшими дорогами в мире (136-е место среди 144 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2012–2013 годы). Правда мы опередили такие страны, как Украина, Габон, Гвинея, Монголия, Гаити и Молдова. Так сказать, есть чем гордиться.
В прошлом году Генпрокуратура России, проверив качество дорожного покрытия, пришла к выводу, что каждое пятое ДТП в стране случается именно из-за плохих дорог. По данным ведомства, в России более 60% дорог регионального и местного значения не отвечают требованиям госстандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта. А в отдельных случаях разрушение муниципальных дорог представляет реальную «угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан».
И это не удивительно, ведь некоторые региональные трассы не видели ремонта чуть ли, не с середины прошлого века. В год мы ремонтируем не более 10% федеральных автодорог, то есть 1 км федеральных трасс ремонтируется в среднем раз в 10 лет, а каждый километр территориальных дорог — раз в 70 лет!

ВТОРУЮ «БЕДУ» РОССИИ ЛИКВИДИРОВАЛИ РОСЧЕРКОМ ПЕРА
Недавно Премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о новых методиках расчета максимального размера платы за проезд по платным автодорогам, который позволит не ограничивать цену полутора рублями, как сейчас. Скоро документ будет отправлен в Госдуму. По замыслу премьера, это должно привлечь инвесторов вкладываться в строительство дорог и обеспечить автомагистралями все города и веси России.
По существующему законодательству, если платными становятся дороги, проходящие «в местах исторического проживания людей», то есть, фактически во всех российских городах и поселках, то размер оплаты за проезд по такой дороге, может быть не больше 1,5 рубля.
Однако, как считает премьер Медведев, такая цена не может обеспечить необходимый уровень доходов частному инвестору, позволяющий возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию дороги в соответствии с концессионным соглашением. Стоит пояснить, что сегодня большинство платных дорог в России строятся за счет государства, и их строительством занимается госкомпания «Автодор».
Для информации: в прошлом году размер федерального дорожного фонда России составил более 391 млрд. рублей, а в нынешнем он вырос до 450 млрд. рублей. Для сравнения: на космические программы, включая развитие ГЛОНАСС и строительство космодромов, государство в 2013 году направит всего около 179 млрд. рублей.
НЕ МОСКВА ЛЬ ЗА НАМИ?
В Подмосковье за 7 лет планируется построить 237 км дорог, в ближайшее время начнут реконструировать «проблемные» перекрестки.
Долгосрочной целевой программой Московской области «Дороги Подмосковья на период 2012—2015 гг." предусмотрено в 2013—2015 гг. реконструировать 89 км дорог, построить более 20 транспортных дорожных развязок и 16 путепроводов.
Документы территориального планирования Московской области и муниципальных образований, дефицит дорог, который образовался в результате разбалансированного жилищного строительства, позволяют понять, где нужно строить новые дороги.
В качестве «экспресс-мер», которые позволят улучшить дорожную ситуацию в течение года-двух, названа реконструкция перекрестков, где скапливаются машины. По каждому из 99 проблемных перекрестков, а именно столько власти выбрали на первой стадии, сейчас разрабатывается свое проектное решение. Этот проект получил название «Удобный поворот», средства на его реализацию требуются сравнительно небольшие — в среднем 1,5 млн. рублей на каждый объект. В этом году планируется оборудовать 23 перекрестка.

«Дороги, верно, у нас изменятся безмерно…»
Основными подрядными организациями по ремонту и содержанию автодорог в нашем регионе являются ОАО «Раменское ДРСУ» и ГУП МО «Раменский Автодор». Самая большая проблема для раменских жителей — это 1690 км автодорог общего пользования, находящихся в муниципальной собственности городских и сельских поселений района. Аналогичная ситуация по дорогам местного значения и у городского округа Жуковский.
Например, как утверждает администрация Раменского района, 321 км автодорог в этом районе можно отнести к категории направлений, поскольку они не отвечают никаким нормативным требованиям! И, тем не менее, на дорожное хозяйство в районе в прошлом году было направлено 286 524 тысячи рублей. Теперь, внимание: на эти деньги планировалось отремонтировать 110 км дорог, в том числе капитально 5,4 км. Я плохо понимаю, что значит просто «ремонт» и «капитальный ремонт» дороги.
Я, как и все автомобилисты региона, просто хотел бы услышать ответ на вопрос: «Сколько километров дорог в Раменском районе, Жуковском, Бронницах соответствуют европейским стандартам?» А то, наводить «тень на плетень» у нас умеют все, но когда на автомобиле выезжаешь на улицу Гурьева в Раменском, или Праволинейную, проходящую через Быково и Жуковский, или на улицу Колхозную, Шоссейную в Верейском сельском поселении, не говоря уж о более удаленных от Москвы поселениях, начинаешь вспоминать родственников многих наших муниципальных начальников.
Чтобы привести муниципальные дороги в порядок, по мнению некоторых специалистов, нужно 16–17 лет. А эти 16 лет что делать? И вот еще в чем загвоздки. Во-первых, согласно тому же отчету, за прошлый год местные администрации не смогли провести ремонт 205 километров автодорог с твердым покрытием, не отвечающим нормативным требованиям. Значит, из 756 километров автодорог с твердым покрытием треть находятся в аварийном состоянии. И тогда все становится понятным — всего в удовлетворительном, или как изящно выражаются наши управленцы, «в нормативном состоянии» менее трети автодорог.
Чтобы привести в нормальное состоянии «грунтовки» в районе нужно на сегодняшний день 11 241 миллион рублей! Это трехлетний бюджет Раменского района! Какой тут на фиг, космос? В городе Раменское из 180 километров автодорог треть не имеет твердого покрытия. Общая площадь ремонта за прошлый год составила 16211 кв. метров. Это ремонт 16 километров городских дорог шириной в 1 метр. С 1 января будущего года никаких субсидий району на ремонт и содержания автодорог не предвидится. И как утверждают в Администрации района «на 1-е декабря 2012 года межмуниципальный дорожный фонд городских и сельских поселений еще не сформирован».
А во-вторых, качество ремонта и строительства автодорог — не выдерживают никакой критики, а коррупционная нагрузка в этом секторе — запредельная. Поэтому и получается, что даже отремонтированные дороги на следующий год вновь требуют ремонта. Очень показательный, хотя далеко не единичный, пример такого ремонта — прошлогодний ремонт «Мосавтодором» автодороги от Островецкого шоссе к п. Спартак. Ремонт выполнили, депутату МОД отрапортовали, местная администрация тоже зачла «хорошее дело» в свой актив, а на следующий год, после зимы, асфальт сошел с дороги вместе со снегом и дорога теперь больше напоминает фронтовую.
Двести лет назад Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», предрекал в романе «Евгений Онегин», что лет через 500 дороги в России верно «изменятся безмерно». Будем надеяться, что со сроками он погорячился. Однако в ближайшие десятилетия страна вряд ли избавится от дорожного проклятья, ставшего уже частью российского имиджа. Как, впрочем, и дураки. Мы верны традициям — причем зачастую не самым лучшим.


Ответ «Мосавтодора» о том, что ремонт автодороги произведен.
Каждый желающий может увидеть качество этого ремонта,
проехав от Островецкого шоссе до п. Спартак.

И.Правдин

Проголосовать за эту статью: