№ 100 от 15 мая 2013 На главную
Над атомной пропастью


Самая крупная водородная (термоядерная) бомба — 50-мегатонная «царь-бомба» была взорвана 30 октября 1961 года на полигоне на острове Новая Земля. Никита Хрущёв пошутил, что первоначально предполагалось взорвать 100-мегатонную бомбу, но заряд уменьшили, чтобы не побить все стёкла в Москве. В каждой шутке есть доля правды: конструктивно бомба действительно была рассчитана на 100 мегатонн. Несмотря на успешное испытание, бомба на вооружение не поступила, тем не менее, создание и испытание сверхбомбы имели большое политическое значение, продемонстрировав, что СССР решил задачу по созданию ядерного щита Родины.


КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Первоначальный вариант бомбы массой 40 т по понятным причинам был отвергнут конструкторами ОКБ-156 (разработчики Ту-95). Тогда ядерщики обещали уменьшить ее массу до 20 т, а авиаконструкторы предложили программу соответствующей модификации Ту-16 и Ту-95. Новое ядерное устройство по традиции, принятой в СССР, получило кодовое обозначение «Ваня» или «Иван», а выбранный в качестве носителя Ту-95 получил название Ту-95В.
17 марта 1956 г. вышло постановление Совмина СССР, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в городе Жуковский с мая по сентябрь, когда Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения летных испытаний.

Сегодня мы публикуем рассказ очевидца этих событий, ветерана подразделения особого риска Александра Завертяева.

«Я, Завертяев Александр Степанович родился в 1939 году на станции Селезни Тамбовской области. Отец Степан Иванович — участник Великой Отечественной войны, был ранен в боях подо Ржевом, награжден боевыми орденами и медалями. Брат Алексей воевал в Карпатах в составе Московской дивизии МВД, участник боевых действий. Дядя — Иван Иванович воевал в составе армии генерала Белова, погиб при отступлении войск Красной армии на Днепре в 1941 году.
Закончив среднюю школу в 1957 году, я поступил в средне — техническое училище в городе Тамбове. Стал специалистом по ремонту всего промоборудования. Учили нас серьезно, достаточно сказать, что по окончании учебы я писал работу на 90 листах. 8 листов составляли чертежи. Работал на предприятии, получил повестку на службу в армию. Однако с предприятия меня отказались отпустить. Ради того, чтобы меня призвали на службу, я вынужден был уволиться с работы по собственному желанию и только тогда меня забрали на службу. Получилось, что в армию я ушел добровольцем. В Ленинграде на Обводном канале нас формировали и ночью увезли в город Выборг в учебный отряд морской авиации Ленинградского военного округа. Получил военную специальность стрелка-радиста. Среди курсантов прошел слух о том, что набирают команду на атомный полигон. И я вызвался добровольцем. Подошло время, и нас вывезли в Северодвинск, погрузили на самый современный, по тем меркам, теплоход „Мария Ульянова“. Через день прибыли в порт Белушья. Картина, которая предстала перед нами, глаз не радовала: голые скалы, вдали сопки, все покрыто рыжим мхом. На машине нас довезли до аэропорта „Рогачево“. Разместились в казарме, меня определили в первую роту первой эскадрильи, которой командовал майор Лаврик.
Два раза в неделю у нас были технические занятия, учебные полеты. „Большой Иван“ готовится стать „Кузькиной матерью“».

    • Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущев собирался в США и в «холодной войне» наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолет и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка «холодной войны», испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъемы в системе сброса, сняли створки, так как реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше и теперь превышала размеры бомболюка (масса бомбы — 24 т.).

    В это время в Москве в огромном Кремлевском Дворце съездов уже две недели проходил XXII съезд КПСС. 30 октября шел предпоследний день работы. Утром 30 октября делегаты съезда единогласно приняли сенсационное решение — «признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в мавзолее саркофага с гробом И. В. Сталина…», и тем же утром в 11 ч. 32 мин. над Новой Землей на высоте 4000 м над поверхностью Северного острова была взорвана бомба.

    КАК ВСЕ ПРОИСХОДИЛО
    Подготовленный самолет Ту-95В перегнали на северный аэродром в Ваенге. Вскоре он со специальным термозащитным покрытием белого цвета и реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем во главе с летчиком Дурновцовым, взял курс на Новую Землю. Испытание самого мощного в мире термоядерного устройства состоялось 30 октября 1961 г. Подрыв бомбы произошел на высоте 4500 м. Самолет тряхнуло, а экипаж получил некоторую дозу радиации. Мощность взрыва по разным оценкам составила от 75 до 120 Мгт. Хрущеву доложили о взрыве бомбы в 100 Мгт.
    Александр Завертяев:
    «Об испытании 30 октября 1961 года бомбы нас предупредили. Я увидел в небе огромный „ТУ“ и четыре самолета сопровождения в направлении острова „Северный“. Затем я увидел вспышку, которая была ярче солнца, появилось облако и „гриб“. Ветер относил его в Карское море. Некоторое время спустя у нас появились признаки заболеваний, вызванных радиацией. Тогда мы не осознавали, свидетелями чего мы были. Но уже стало понятно — таким оружием воевать нельзя».

    ЯДЕРНАЯ ПРОПАСТЬ
    Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя — «Царь-бомба», впечатляли — ядерный «гриб» взрыва поднялся на высоту 64 километра (по данным американских станций наблюдения), ударная волна, возникшая в результате взрыва? три раза обогнула земной шар, а электромагнитные излучения взрыва стали причиной помех радиосвязи в течение одного часа.
    Световая вспышка была настолько яркой, что, несмотря на сплошную облачность, была видна даже на тысячекилометровом удалении. К моменту взрыва, пока на огромном парашюте бомба медленно опускалась с высоты 10500 м до расчетной точки подрыва, самолет-носитель Ту-95 с экипажем и его командиром майором Андреем Егоровичем Дурновцевым уже был в безопасной зоне. Командир возвращался на свой аэродром подполковником, Героем Советского Союза.

    НАС НЕ ЗНАЛИ ДАЖЕ В ЛИЦО
    Александр Завертяев:
    «Оставаться на полигоне мне и моим сослуживцам было по показателям радиационной обстановки невозможно. Командование это понимало, и весь наш полк вывезли на авиабазу под Подольск. Я продолжал службу, но мне разрешили заочно поступить в Московский автодорожный институт на закрытую специальность. Впоследствии работал на предприятии „Сокол“. Затем с июля 1969 работал на РПКБ, сначала мастером, затем перешел в отдел технического контроля, там проработал до 2012 года. Кстати, РПКБ участвовало в создании приборов, которые применялись при испытании ядерного оружия на полигоне Новая Земля.
    Хочу сказать всем юношам: без службы в армии нельзя стать настоящим мужчиной. Эта аксиома, это тот стержень, на котором держится Россия. А ее нужно беречь и защищать. Моим товарищам, которые, как и я, являются ветеранами подразделений особого риска РФ, желаю здоровья и долгих лет жизни. Нас осталось так мало.
    30 октября 1961 года мы показали миру, что мы любому агрессору не по зубам. Приятно сознавать, что я был непосредственным участником тех атомных испытаний. Но 50 лет нас не знали даже в лицо и только после Чернобыльской аварии в печать стали проникать скупые сведения о работе и службе солдат и офицеров в условиях атомного полигона, расположенного на острове Новая Земля».

    Александр Завертяев, ветеран подразделения особого риска

Проголосовать за эту статью: