№ 100 от 15 мая 2013 На главную
Третья беда России


67% россиян считают главной бедой страны проблемы в сфере ЖКХ, сообщает РБК, ссылаясь на опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В пятерку проблем вошли также низкий уровень жизни населения (49%), инфляция, коррупция (по 44%) и недостаточно качественная медицина (42%). Алкоголизм угрозой для России считают 38% опрошенных, безработицу — 34%, а наркоманию — 31%. В горячую пятерку проблем вошли также низкий уровень жизни населения (49%), инфляция, коррупция (по 44%) и недостаточно качественная медицина (42%). Алкоголизм угрозой для России считают 38% опрошенных, безработицу — 34%, а наркоманию — 31%. Нарушения прав человека и задержку зарплат проблемой считает лишь каждый десятый участник опроса. Демографическую ситуацию за проблему принимают 14% респондентов, а состояние экономики- 19%.


ДАЛЬШЕ ЕДЕМ, БОЛЬШЕ ПЛАТИМ?
С начала 2000 года по настоящее время общий рост потребительских цен, по данным Росстата, составил 4,15 раза. В то же время квартплата в государственных и муниципальных домах увеличилась в 18,04 раза, эксплуатационные расходы в приватизированных квартирах — в 17,81 раза, холодное водоснабжение и водоотведение (канализация) подорожали в 24,61 раза, отопление — в 22,72 раза, горячее водоснабжение — в 26,64 раза, газоснабжение — в 12,36 раза, электроснабжение — в 10,48 раза.
Таким образом, ставшие притчей во языцех аппетиты энергетиков и газовиков не идут ни в какое сравнение с ценовым давлением, оказываемым на население «простыми» коммунальщиками, привычно прикрывающими свои аппетиты «произволом федеральных естественных монополий»!
В начале 2000-х годов опережающий рост тарифов ЖКХ оправдывали их длительным отставанием: в 90-е годы их относительно низкий уровень, по сути, был формой социальной поддержки населения, от которой по мере расширения сфер, используемых для извлечения прибыли вместо обеспечения человеческих условий жизни, было решено избавиться.
Однако мы с удивлением видим, что тенденция опережающего роста тарифов ЖКХ сохранилась и в 2012 году. С начала года по 17 сентября официальная инфляция составила 5%, а электроснабжение подорожало на 5,9%, отопление — на 7,4%, холодное водоснабжение и водоотведение (канализация) — на 8,7%, а горячее водоснабжение и квартплата в государственных и муниципальных домах — и вовсе на 9,0 и 9,1%, превысив общий рост цен почти в два раза!

ГЛУХАЯ НЕСОЗНАНКА
В феврале 2012 года Правительство Российской Федерации приняло постановление, которое называется «Стандарт раскрытия информации компаниями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Вещь своевременная и полезная, но вот незадача: на сегодняшний день на сайтах управляющих компаний висит информация за 2011 год! Согласно документу управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Зачем это нужно? Хотя бы затем, чтобы знать, насколько эффективно управляющая компания управляет нашей собственностью. Пора бы вспомнить, что управляющие компании — это всего лишь нанятые жильцами организации по управлению собственностью граждан, то есть нас с вами.
Город Жуковский, к примеру, оказался заложником организации с чудным названием «Канал-Сервис», задолжавшей энергетикам с 2011 года 16 миллионов рублей, из которых 11 миллионов долга приходятся на 2013 год! Как такое могло случиться?
Второй по размерам и объемам производства в Раменском муниципальном районе является управляющая компания ОАО «Ильинская».
Всего за 2011 год на счета организации поступило почти 260 миллионов рублей. Израсходовано на оплату услуг поставщикам 212 миллионов рублей, из которых 140 миллионов рублей пришлось отдать Раменским теплосетям, а 34,5 миллионов Раменскому «Водоканалу». На зарплату ушло 33,7 миллиона рублей, выплатили налогов меньше 10 миллионов рублей.
В структуре ОАО «Ильинское», на конец 2011 года в аппарате управления — 7 человек, в бухгалтерии — 9 человек, в производственно-коммерческом отделе — 6 человек, в аварийно-диспетчерской службе — 10 человек. Кроме того, в ЖЭУ № 1 — 97 человек, в ЖЭУ № 2 — 108 чел. В службе санитарной очистки — 20 человек, в службе энергетика — 9 человек, в РСУ — 7 человек. В итоге, всего 223 единицы с месячным фондом оплаты труда 4 583 800 рублей. Однако за второе полугодие 2011 среднесписочная численность работников составила 283 человека, начисленный фонд оплаты труда 26 914900 рублей, среднемесячная заработная плата составила 15 900 рублей. Чем занимается столь многочисленная армия служителей воды и пара, остается только догадываться. Судите сами. Если вычесть из общей суммы выручки оплату услуг ресурсоснабжающих организаций, то получается армия работников в количестве без малого триста человек, заработала 48 миллионов рублей. На брата приходится 160 000 рублей в год. А умножьте среднюю зарплату в 16 тысяч рублей на 12 месяцев, то получается 192 тысячи. И вырисовывается странная картина — работники ОАО «Ильинское» даже не зарабатывают себе на зарплату!
В результате убыток за 2011 год составил 20 826 000 рублей. Странно все это. Вопрос, что говорится, на засыпку: «Долго бы просуществовал ларек, кафе или частная мастерская с такими убытками»?
Как руководство ОАО «Ильинское» объяснило убытки?
«Основной причиной убытка от предоставления услуг, — читаем мы в отчете, — отсутствие общедомовых приборов учета, вследствие чего возникает разница между начислением ресурсоснабжающих организаций за коммунальные услуги и начислением за потребление коммунальных услуг населению». Это что означает? Что 10% от услуг, представленных населению, потребляют мыши и тараканы в подвалах многоквартирных домов? Как говорил известный театральный деятель К.Станиславский: «Не верю!» Или другой пример. Применяемый тариф на вывоз мусора в 2011 году определен по году в 380, 048 копеек, а фактически составил 521, 35 рубля. Как считали? Что сделано, чтобы уменьшить этот тариф? Кстати, тариф на 2012 год был утвержден в размере 475, 57 руб. Или еще статья чистого убытка: штраф жилинспекции составил 750 000 рублей, возмещение ущерба в связи с заливом от протекания крыш — 540 000 рублей, прочие расходы 389 000 рублей. Что значит прочие? Итого, убытки организации составили 23 миллиона рублей!
Ни о какой эффективности управления при таких финансовых показателях не может быть и речи. Это значит, что организация при таком раскладе обречена и представляет собой не инструмент эффективного управления, а всего лишь финансовый пылесос, который призван выкачивать деньги с населения. Причем, пылесос периодически надо «выкидывать на свалку» с такими убытками, и создавать новый.
Значит, дело не в обеспечении экономической эффективности ЖКХ, под прикрытием чего его пересаживали с бюджетного финансирования на плечи граждан России, дело в чем-то ином, что оставалось без изменения на всем протяжении 2000-х годов.
Насколько можно понять, коррупция является подлинной основой ЖКХ. Это одна из самых чудовищных несправедливостей существующей модели экономики — абсолютный, тотальный произвол монополий — поощряемый государством просто потому, что если монополии не завысят цены, ограбив нас с вами, у них может не оказаться денег для выплаты взяток и откатов. Именно в этом фундаментальная причина тотальной капитуляции государства перед произволом монополий, наиболее ярко проявляющаяся в том, что регулируемые им тарифы естественных монополий в целом растут значительно быстрее цен обычных, коммерческих монополий, алчность которых умеряется бедностью или же прямыми протестами населения.
Дополнительная особенность ЖКХ — его раздробленность, из-за которой в нем сложилась негативная кадровая модель: в естественную монополию федерального уровня люди могут идти делать карьеру. Например, выпускник железнодорожного техникума может мечтать стать главой РЖД. Но в ЖКХ «карьерный потолок», как правило, ограничен родным городом.


ЧТО ДЕЛАТЬ?
Между тем содержательная сторона нормализации ЖКХ — достаточно проста. Прежде всего, провести тщательный анализ издержек. За счет сокращения воровства, применения передовых технологий и повышения качества управления тарифы на услуги ЖКХ в первый же год можно снизить не менее чем на 10–20%. Местный бюджет (при нехватке средств в нем — региональный, федеральный) может компенсировать расходы граждан на ЖКХ, превышающие 10% семейного дохода. Как это предлагает партия «Справедливая Россия».
Надо пресечь практику ложных банкротств управляющих компаний в ЖКХ, уже превратившихся в аналог МММ.
Необходимо все же детально проработать федеральный стандарт стоимости услуг ЖКХ (позволяющего учитывать климатические и инфраструктурные особенности) и жестко контролировать его соблюдение, включая детальный контроль общественности за издержками ЖКХ. Нормативная стоимость этого стандарта должна ежегодно снижаться, принуждая ЖКХ к энергосбережению, но сверхнормативная экономия должна оставаться ему.
При частичном предоставлении услуг ЖКХ должно возвращать населению излишне заплаченные деньги. Это позволит кардинально снизить издержки экономики и расходы граждан и позволит избежать третьей Российской беды — жилищно-коммунального холокоста.

В.Васильев

Проголосовать за эту статью: