№ 101 от 01 июня 2013 На главную
Малый бизнес: Тянут — потянут


В письме Владимиру Путину, накануне своего профессионального праздника, предприниматели указали шесть предложений, которые, по их мнению, должны устранить препятствия в развитии малого и среднего бизнеса в регионах и в стране. Авторы, в частности, предлагают активно внедрять институт амнистии для добросовестных предпринимателей по различным вопросам экономической деятельности и оформлению разрешительной документации. По их мнению, необходимо принять федеральную целевую программу по развитию малого предпринимательства с определением налоговой политики в отношении малого бизнеса, пенсионного обеспечения и др., принять дополнительные меры по стимулированию, развитию и повышению авторитета индивидуальных предпринимателей. Кроме того, они считают нужным нормативно закрепить усиление взаимодействия субъектов законодательной власти и представителей предпринимательского сообщества, изменить систему платы за электроэнергию, снятия с индивидуальных предпринимателей перекрестного субсидирования тарифов для населения, главное — снизить размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей до размера, предусмотренного в 2012 году.


27 мая, в Российском информационном агентстве прошла пресс-конференция, посвященная развитию малого бизнеса и проблемах, с ним связанных. Перед журналистами предстали: Виктор Климов, депутат ГД, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству; Борис Титов — уполномоченный по правам предпринимателей в РФ; Алексей Комиссаров — руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы.

ВИКТОР КЛИМОВ:
Малому бизнесу пока не полегчало
По итогам 2012 года, к сожалению, серьезных изменений ни в количестве малых предприятий, ни в их доле ВВП не произошло. Уже в течение нескольких лет этот показатель колеблется в районе 19–20%.
В этом вопросе мы топчемся на месте. Более того, я должен сказать, что с принятием неудачного решения по страховым взносам у нас статистика индивидуальных предпринимателей пошла в обратную сторону. Их количество уменьшилось где-то в районе 426 тысяч. Причин тому несколько. Прежде всего — рост налоговых платежей, запрещение продажи алкоголя и закрытие с первого января некапитальных рынков.
На конец этого года мы никаких улучшений, полагаю, не получим. Потому что для этого нужны решения, которые следовало бы принимать еще в прошлом году. Сейчас уже мало шансов на принятие серьезных решений, которые резко изменили бы ситуацию к лучшему в сфере малого бизнеса. Более того, при негативном развитии событий в мировой экономике может случиться и снижение количественных показателей по малым предприятиям.
Если государство предпримет дополнительные усилия для улучшения бизнес — климата, и особенно в отношении малого и среднего бизнеса, то в течение двух лет можно будет говорить о каких-то изменениях.
Ситуация, несомненно, меняется. Надо быть объективным: многие проблемы или уходят совсем, или уходят на второй план. Например, тема административных барьеров: сегодня она еще присутствует, но назвать ее доминирующей, как было раньше, уже нельзя.
Но, к великому сожалению, появляются новые препятствия. В то же время есть проблемы, которые были и продолжают оставаться фактически неизменными. Сегодня одна из главных проблем — это кадры. У нас сегодня нет квалифицированных рабочих кадров. Не только рабочих, но и управленцев среднего звена катастрофически не хватает.
Среди других проблем — доступ к финансовым ресурсам для малого и среднего бизнеса. Нет залоговой базы, которая бы позволяла малым и средним предприятиям в масштабах страны работать с банками. Деньги для малого и среднего бизнеса сегодня дорогие и короткие.
Надо сказать и о том, что малые и средние предприятия очень волнует тема госзаказа. Сегодня он оценивается в 7 трлн. рублей. Примерно такая же цифра — в компаниях с госучастием. Если 15% от госзаказа доставались бы малому и среднему бизнесу, то ни о какой помощи со стороны государства можно было бы и не говорить.
Если затянуть вопрос до сентября, то можно потерять еще 100–200 тысяч индивидуальных предпринимателей. При этом большинство продолжают работать, но… в «тени». Парикмахеры — на квартирах, торговцы — на нелегальном положении. Вступят ли изменения в налоговом законодательстве в силу задним числом или лишь с 2014 года — это пока обсуждается. Вернутся ли при благоприятном исходе в легальный бизнес те 426 тысяч «индивидуалов», которые из него вышли, — тоже из дискуссионных.
Впрочем, чтобы компенсировать моральный ущерб, мы выступаем за то, чтобы региональные и муниципальные власти включали «возвращенцев» в приоритетные группы на получение грантов на развитие дела.
Сегодня до 300 тысяч рублей на бизнес-проект, вправе получить только безработные и социальные предприниматели. Задача — остановить катастрофическое сокращение рабочих мест. Есть еще ряд предложений: ввести упрощенную схему ведения учета кассовых операций для индивидуальных микропредпринимателей.
Вторая тема связана с льготой по уплате страховых взносов малыми компаниями, занятыми в обрабатывающей промышленности и сфере социальных услуг. Для них государство установило переходную ставку в 20 процентов до 2014 года. С будущего года — ставка вырастет до 30 процентов, с 2015 года — до 34 процентов.
Лишение льготы затронет 140 тысяч компаний, занимающихся приоритетными для государственной политики видами бизнеса. Комитет Госдумы в данном случае выступает не за отсрочку, а за сохранение льготной ставки, даже, несмотря на «выпадающие» из бюджета 60–70 миллиардов рублей доходов.
Подсчитано, что один индивидуальный предприниматель создает, как минимум, одно рабочее место. Да, сейчас экономика растет на 2–3 процента. Моторчик, который запустит дальнейший экономический рост, называется малый бизнес.
К концу этого года вступят в силу поправки к закону, позволяющему малым бизнесменам при желании и с максимумом льгот выкупать у государства площади, которые они арендуют свыше двух-пяти лет. Включая 1 июля 2011 года — последний срок вступления льготников в право аренды.
С 2007 года, когда вступил в силу закон о выкупе помещений, практически во всех регионах чиновники делали все, чтобы сохранять помещения и сдавать их в аренду задорого, обеспечивая тем самым стабильность доходов.
Сейчас общая площадь помещений, которые может выкупить по стране бизнес — свыше 20 миллионов квадратов. А это в свою очередь налоги на имущество. Упрощенная система налогообложения, на которой находится большинство «малышей», собирает в среднем 140 миллиардов рублей в год.



БОРИС ТИТОВ:
Многое еще предстоит сделать.
Прошел год с того времени, как я исполняю должность омбудсмена по правам предпринимателей. Кое-что удалось сделать: в 50 регионах появились региональные защитники прав предпринимателей. Намечаем провести всероссийский съезд омбудсменов.
Для того чтобы бизнес развивался, необходимы три условия: безопасность ведения бизнеса, удобство его ведения, и выгодность, то есть получения прибыли.
Я предлагаю объявить амнистию и освободить от дальнейшего отбывания наказания 110 924 человека, которые были приговорены по статьям 159 («Мошенничество»), 160 («Присвоение или растрата») и 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»). На досрочное освобождение смогут рассчитывать только те, кто совершил преступления в сфере предпринимательства. У нас за недопоставку продукции можно получить 10 лет колонии, а за убийство — три. Кроме того, одно дело быть осужденным за фальшивомонетничество, и совершенно другое — за подделку ценных бумаг. Поэтому введение кратных штрафов за экономический ущерб, причиненный без умысла, будет достаточным наказанием для совершивших правонарушение в сфере экономики. Сегодня идет обсуждение и уточнение акта амнистии как в госструктурах, так в общественных организациях, и к осени он будет готов. Что касается административных барьеров, то сейчас практически нет жалоб по поводу проверок. Но вот в чем беда: государство забирает больше, чем бизнес может дать. А значит, ведение бизнеса стране невыгодно. Это основополагающее условие ведения бизнеса. Отсюда вывод: малый бизнес не может быть фискальным, это социально — ориентированный сегмент экономики. У нас забирают в качестве налогов 50% прибыли, в мировой практике менее 30%. Потому мы и находимся по этому показателю на 152 месте в мировом рейтинге. Немалую роль играют тарифы: сегодня в России цена на электроэнергию выше, чем в США, а газ стоит дороже, чем в Китае, который газ закупает в России. При формировании цен на ресурсы мы предлагаем вычитать % инфляции и президент с нами согласился. Точно такой же подход мы предлагаем при установлении ставки рефинансирования ЦБ. Нам нужно формировать потребительский спрос, а не удовлетворять аппетиты монополистов. В общем, еще многое предстоит сделать.
АЛЕКСЕЙ КОМИССАРОВ:
Большой потенциал малого бизнеса
Малый бизнес в Москве приносит в бюджет города десятую часть, и это далеко не предел. И наша задача состоит в том, чтобы он рос, становился больше. И главное на сегодняшний день — создание равных условий для всех объектов предпринимательства. Мы заняты и проблемой административных барьеров. Буквально на днях Правительством Москвы подписано постановление, сокращающее сроки подключения к системе газоснабжения в три раза и устанавливающий жесткий норматив — 128 дней. Мы уходим от прямой поддержки малого предпринимательства к косвенным мерам. Сегодня фонд гарантий для объектов малого бизнеса насчитывает 27 миллиардов рублей. Мы сегодня рассматриваем меры по облегчению доступа малого бизнеса к госзаказам. Это прямая поддержка 10 000 предпринимателей в столице. И все же хочется сделать одно замечание: бизнессобщество делает крайне мало для популяризации своих достижений среди населения, особенно молодежи. Нужно популяризировать предпринимательство как образ жизни.
И все же: проведение в Москве на будущий год Всемирного предпринимательского конгресса — это признание успехов в развитии предпринимательства в России.

В.Куданенко

Проголосовать за эту статью: