№105 от 07 октября 2013 На главную
РамСпас: звоните и вам ответят обязательно

За последние двадцать лет «телефоны доверия» становятся все более распространенным явлением в психологической культуре нашей страны. В современном мире с его темпом жизни и интенсивностью воздействий извне человек испытывает большое количество стрессов. Даже в окружении множества людей можно чувствовать себя одиноким и испытывать эмоциональные и душевные страдания. Каждый день по телефону экстренной психологической помощи «Горячая линия» РамСпас раздаются звонки людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Кто, как не специалисты-психологи лучше всех знают, что беспокоит жителей нашего города и района, и кто, как не они, оперативно, не спрашивая ничего лишнего, помогут найти выход из сложного положения? За неприметной дверью — по-домашнему уютный кабинет психолога: удобное кресло, компьютерный стол и конечно телефон. Здесь работа ведется круглосуточно и напряженно. Каждый консультант готов принять звонки и незамедлительно оказать психологическую помощь в любое удобное для человека время.

Александра Григорьевна Худайбердиева — начальник службы экстренной психологической помощи. Закончила институт имени М.Шолохова по специальности «психолог-консультант», курсы Центра экстренной психологической помощи МЧС России, с апреля 2008 года возглавляет Службу экстренной психологической помощи в Раменской службе спасения и антикризисного реагирования.

— Александра Григорьевна, расскажите, как все начиналось.
— В апреле 2008 года на базе Муниципального Учреждения «Раменская Служба Спасения и антикризисного реагирования» начала работу служба экстренной психологической помощи. По телефону «горячей линии» круглосуточно, анонимно и бесплатно вам могут оказать помощь в сложной ситуации.
Важность службы нельзя недооценить, конечно, разговор с подругой или самостоятельное решение проблемных ситуаций очень важны, но порой бывает так, что ниточку доверия и понимания может лучше всего протянуть психолог-консультант. В нашей службе работают профессиональные психологи, аттестованные на квалификацию «спасатель», а так же прошедшие отбор и обучение в «Центре экстренной психологической помощи» под руководством Юлии Сергеевны Шойгу.
— Сколько у Вас в штате психологов?
— Сравнительно немного — 6 человек. Все девушки, все имеют высшее образование, коллектив у нас дружный, целеустремленный. Все специалисты — профессионалы, прошли аттестацию в Центре экстренной психологической помощи в МЧС.
— В чем смысл работы психолога экстренной психологической помощи?
— Мы должны оказать психологическую помощь здесь и сейчас, пока человек находится на телефонной линии и в психотравмирующей ситуации. В прошлом году к нам поступило 800 звонков, в этом году уже более пятисот. Более 150 раз психологи выезжали со спасателями в зону чрезвычайной ситуации. Работа у наших психологов очень не простая. Ведь на личной встрече психолог, готовясь к беседе с клиентом, заранее предупрежден о времени встречи и имеет представление о том, какие вопросы будут обсуждаться. А наши специалисты все время находятся в тревожном ожидании звонка
— Кто обращается к Вам за помощью?
— Самые разные люди: дети, среднего возраста, пожилые, мужчины и женщины. Никому не отказываем, Служба призвана оказывать помощь любой категории людей с различными жизненными обстоятельствами: конфликты, ссоры, переживания, страхи, фобии, мысли о самоубийстве и другие. Для людей с ограниченными возможностями и пожилых людей, порой, это общение единственное поддерживающее их в психологическом смысле. Один из основных принципов работы телефона это доверительность. При обращении абонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. К тому же психолог и абонент не видят друг друга в лицо, что дает большую возможность говорить свободно и открыто о своей ситуации, не испытывая после этого неловкость.
— С какими проблемами в основном сталкиваются люди?
— Они обращаются совершенно с различными проблемами. Одинокие пенсионеры страдают от одиночества, дефицита общения, у молодых людей возникают проблемы в личной жизни. Как выяснилось, достаточно часто людей терзает любовный вопрос. Причем, вопреки расхожему мнению, звонят не только женщины, но и мужчины. У всех почему-то сложился стереотип, что женщины больше страдают в отношениях, чем мужчины. Но это далеко не так. Сильная половина человечества переживает разрыв отношений ничуть не меньше, а порой и больше. Мужчине тяжелее признаться друзьям и близким в том, что ушла жена. А плакать ему нельзя, точнее так уж в нашей культуре принято, что почему-то мужчина не должен плакать и выражать свои эмоции, хотя это абсолютно нормально. В общем, спектр проблем самый широкий.
— Сколько времени длится разговор с психологом?
— Обычно разговор между психологом и звонящим длиться в районе 40 минут. Много ли можно успеть за это время? Много. По крайней мере, обозначить то, что действительно беспокоит звонящего, а иногда и вывести человека из стрессового состояния. Но при необходимости, разговор может длиться и дольше или человек может получить не одну, а несколько консультаций.
— А школьники к Вам обращаются?
— Конечно. Бывают звонки от детей с различными проблемами. Родители заняты зарабатыванием денег, а ребенка перепоручают бабушкам или вообще оставляют одного. Жалуются на насилие в семье. Причем звонят втайне от родителей и очень стесняются говорить о том, что их бьют. Жалуются на проблемы в школе — с одноклассниками, учителями. Родители тоже постоянные клиенты телефона доверия.
— А хулиганы бывают?
— Случается. Но мы вежливо просим: «Положите трубку, не занимайте линию, может быть тот, кому нужна срочная помощь, не может к нам дозвониться». Как правило, на этом все заканчивается.
— Расскажите о случае, который Вам больше всего запомнился?
— Однажды позвонила женщина и сквозь слезы рассказала, что муж втайне от нее взял кредит. Не посоветовался. И она очень переживала, что вся семья теперь зависит от выплат. В процессе разговора выяснилось, что проблема ее не так страшна, сыновья уже взрослые, один имеет семью. Её удалось убедить, что мужчины смогут справиться с этой задачей, а ей важно подумать о себе. В конце разговора она благодарила и говорила, что увидела проблему с дугой стороны. Вот такой разговор мы считаем удачным. Немало было подобных обращений в годы финансового кризиса 2008–2009 годов. Денежные отношения тоже играют немалую роль в психологическом комфорте людей.
— А со своими сотрудниками Вы работаете?
— Служба у наших сотрудников далеко не простая, конечно мы работаем и с ними, это одно из направлений работы нашей службы. Кроме этого, психологи проводят подготовку спасателей, что бы они самостоятельно могли оказать необходимую психологическую помощь пострадавшим на выездах.
— А как построена работа психологов в случае, когда происходят пожары, автокатастрофы, затрагивающие массу людей.
— Когда на улице Гурьева в городе Раменское горела крыша многоэтажного дома, мы выезжали на место происшествия в составе экипажа спасателей. Тогда психологу пришлось нелегко, это был первый опыт работы нашей службы с огромной массой пострадавших. К счастью, психолог отлично справилась со своей работой. И уже сегодня эта наша повседневная практика.
— А если трагедия касается одной семьи?
— Когда происходит семейная трагедия и погибает человек, мы тоже готовы придти на помощь. Особенно, если это жертвы теракта. Такие случаи в нашей практике есть.
— Благодарят за помощь?
— Конечно, и происходит это довольно часто.
— А бываю звонки от тех людей, которые, мягко говоря, не совсем адекватны?
— Случается, но мы их вычисляем с помощью наших методов, и прекращаем общение.
— Совсем недавно мы отмечали всенародный праздник — День Учителя, что Вы можете пожелать педагогам?
— Поздравляю всех учителей с этим прекрасным праздником. Большое им спасибо за труд, за их мудрость и горячие сердца. Желаю им крепкого здоровья и стойкости в непростой работе. А нашим гражданам — учиться преодолевать жизненные трудности, заботиться о ближних: родителях, своих детях и внуках. И тогда, я уверена, все будет хорошо! Желаю всем счастья и благополучия. И помните: по телефону «Горячая линия» бесплатно, в любое время дня и ночи любой обратившийся может получить психологическую помощь по любому волнующему вопросу.

P. S. Редакция газеты «В рабочий полдень» благодарит от лица читателей всех сотрудников муниципального учреждения «РамСпас» за их благородный, самоотверженный труд и желает счастья и семейного благополучия!

Михаил Барков

Телефон психологической помощи «Горячая линия»: 46-50-332.
Вызов спасателей 46-50-333

Проголосовать за эту статью: