№105 от 07 октября 2013 | На главную |
За последние двадцать лет «телефоны доверия» становятся все более распространенным явлением в психологической культуре нашей страны. В современном мире с его темпом жизни и интенсивностью воздействий извне человек испытывает большое количество стрессов. Даже в окружении множества людей можно чувствовать себя одиноким и испытывать эмоциональные и душевные страдания. Каждый день по телефону экстренной психологической помощи «Горячая линия» РамСпас раздаются звонки людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Кто, как не
специалисты-психологи лучше всех знают, что беспокоит жителей нашего города и района, и кто, как не они, оперативно, не спрашивая ничего лишнего, помогут найти выход из сложного положения? За неприметной дверью —по-домашнему уютный кабинет психолога: удобное кресло, компьютерный стол и конечно телефон. Здесь работа ведется круглосуточно и напряженно. Каждый консультант готов принять звонки и незамедлительно оказать психологическую помощь в любое удобное для человека время.
Александра Григорьевна Худайбердиева — начальник службы экстренной психологической помощи. Закончила институт имени М.Шолохова по специальности
— Александра Григорьевна, расскажите, как все начиналось.
— В апреле 2008 года на базе Муниципального Учреждения «Раменская Служба Спасения и антикризисного реагирования» начала работу служба экстренной психологической помощи. По телефону «горячей линии» круглосуточно, анонимно и бесплатно вам могут оказать помощь в сложной ситуации.
Важность службы нельзя недооценить, конечно, разговор с подругой или самостоятельное решение проблемных ситуаций очень важны, но порой бывает так, что ниточку доверия и понимания может лучше всего протянуть
— Сколько у Вас в штате психологов?
— Сравнительно немного — 6 человек. Все девушки, все имеют высшее образование, коллектив у нас дружный, целеустремленный. Все специалисты — профессионалы, прошли аттестацию в Центре экстренной психологической помощи в МЧС.
— В чем смысл работы психолога экстренной психологической помощи?
— Мы должны оказать психологическую помощь здесь и сейчас, пока человек находится на телефонной линии и в психотравмирующей ситуации. В прошлом году к нам поступило 800 звонков, в этом году уже более пятисот. Более 150 раз психологи выезжали со спасателями в зону чрезвычайной ситуации. Работа у наших психологов очень не простая. Ведь на личной встрече психолог, готовясь к беседе с клиентом, заранее предупрежден о времени встречи и имеет представление о том, какие вопросы будут обсуждаться. А наши специалисты все время находятся в тревожном ожидании звонка
— Кто обращается к Вам за помощью?
— Самые разные люди: дети, среднего возраста, пожилые, мужчины и женщины. Никому не отказываем, Служба призвана оказывать помощь любой категории людей с различными жизненными обстоятельствами: конфликты, ссоры, переживания, страхи, фобии, мысли о самоубийстве и другие. Для людей с ограниченными возможностями и пожилых людей, порой, это общение единственное поддерживающее их в психологическом смысле. Один из основных принципов работы телефона это доверительность. При обращении абонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. К тому же психолог и абонент не видят друг друга в лицо, что дает большую возможность говорить свободно и открыто о своей ситуации, не испытывая после этого неловкость.
— С какими проблемами в основном сталкиваются люди?
— Они обращаются совершенно с различными проблемами. Одинокие пенсионеры страдают от одиночества, дефицита общения, у молодых людей возникают проблемы в личной жизни. Как выяснилось, достаточно часто людей терзает любовный вопрос. Причем, вопреки расхожему мнению, звонят не только женщины, но и мужчины. У всех
— Сколько времени длится разговор с психологом?
— Обычно разговор между психологом и звонящим длиться в районе 40 минут. Много ли можно успеть за это время? Много. По крайней мере, обозначить то, что действительно беспокоит звонящего, а иногда и вывести человека из стрессового состояния. Но при необходимости, разговор может длиться и дольше или человек может получить не одну, а несколько консультаций.
— А школьники к Вам обращаются?
— Конечно. Бывают звонки от детей с различными проблемами. Родители заняты зарабатыванием денег, а ребенка перепоручают бабушкам или вообще оставляют одного. Жалуются на насилие в семье. Причем звонят втайне от родителей и очень стесняются говорить о том, что их бьют. Жалуются на проблемы в школе — с одноклассниками, учителями. Родители тоже постоянные клиенты телефона доверия.
— А хулиганы бывают?
— Случается. Но мы вежливо просим: «Положите трубку, не занимайте линию, может быть тот, кому нужна срочная помощь, не может к нам дозвониться». Как правило, на этом все заканчивается.
— Расскажите о случае, который Вам больше всего запомнился?
— Однажды позвонила женщина и сквозь слезы рассказала, что муж втайне от нее взял кредит. Не посоветовался. И она очень переживала, что вся семья теперь зависит от выплат. В процессе разговора выяснилось, что проблема ее не так страшна, сыновья уже взрослые, один имеет семью. Её удалось убедить, что мужчины смогут справиться с этой задачей, а ей важно подумать о себе. В конце разговора она благодарила и говорила, что увидела проблему с дугой стороны. Вот такой разговор мы считаем удачным. Немало было подобных обращений в годы финансового кризиса 2008–2009 годов. Денежные отношения тоже играют немалую роль в психологическом комфорте людей.
— А со своими сотрудниками Вы работаете?
— Служба у наших сотрудников далеко не простая, конечно мы работаем и с ними, это одно из направлений работы нашей службы. Кроме этого, психологи проводят подготовку спасателей, что бы они самостоятельно могли оказать необходимую психологическую помощь пострадавшим на выездах.
— А как построена работа психологов в случае, когда происходят пожары, автокатастрофы, затрагивающие массу людей.
— Когда на улице Гурьева в городе Раменское горела крыша многоэтажного дома, мы выезжали на место происшествия в составе экипажа спасателей. Тогда психологу пришлось нелегко, это был первый опыт работы нашей службы с огромной массой пострадавших. К счастью, психолог отлично справилась со своей работой. И уже сегодня эта наша повседневная практика.
— А если трагедия касается одной семьи?
— Когда происходит семейная трагедия и погибает человек, мы тоже готовы придти на помощь. Особенно, если это жертвы теракта. Такие случаи в нашей практике есть.
— Благодарят за помощь?
— Конечно, и происходит это довольно часто.
— А бываю звонки от тех людей, которые, мягко говоря, не совсем адекватны?
— Случается, но мы их вычисляем с помощью наших методов, и прекращаем общение.
— Совсем недавно мы отмечали всенародный праздник — День Учителя, что Вы можете пожелать педагогам?
— Поздравляю всех учителей с этим прекрасным праздником. Большое им спасибо за труд, за их мудрость и горячие сердца. Желаю им крепкого здоровья и стойкости в непростой работе. А нашим гражданам — учиться преодолевать жизненные трудности, заботиться о ближних: родителях, своих детях и внуках. И тогда, я уверена, все будет хорошо! Желаю всем счастья и благополучия. И помните: по телефону «Горячая линия» бесплатно, в любое время дня и ночи любой обратившийся может получить психологическую помощь по любому волнующему вопросу.
Михаил Барков
Телефон психологической помощи «Горячая линия»:
Вызов спасателей 46-50-333