№105 от 07 октября 2013 На главную
Вера Макарова: «Давайте жить!»

Лучшими учителями Московской области за 2013 году — победителями приоритетного национального проекта образования были признаны: Марина Владимировна Евдокимова, учитель музыки школы № 10, Любовь Павловна Лукина, учитель русского языка и литературы из лицея № 14, Ольга Анатольевна Багаева, учитель географии школы № 8 и Татьяна Марковна Балыбердина, учитель истории и обществознания школы № 13. В областном конкурсе школ, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты в городе Жуковском, победили гимназия № 1, коллективом которой руководит Вера Борисовна Макарова и школа № 10, где работает директором Елена Борисовна Винник.

Каждая из этих двух школ получит новейшее оборудование на 1 млн. 100 тыс. рублей. Впервые лицей № 14 под руководством Светланы Александровны Белковой стал участником конкурса на присвоение статуса региональной инновационной площадки Московской области в 2013 году. В этом конкурсе участвовал многие школы области, но победило всего 30 школ и среди них лицей № 14. Он получит оборудование на сумму 1 млн. 200 тыс. рублей. Три школы участвовали в областном конкурсе проектов совершенствования организации питания и стали победителями, и каждая получит оборудовании в пищеблок на 1 млн. 100 тыс. рублей. Это школа № 15 которую возглавляет директор Ольга Вячеславовна Стрельцова, школа № 6 — директор Константин Николаевич Селезнев и школа № 5 — директор Татьяна Николаевна Федорова.
Сегодня мы предлагаем читателям интервью с Верой Борисовной Макаровой — руководителем гимназии № 1 города Жуковского.
— Вера Борисовна, коллектив редакции и читатели газеты «В рабочий полдень» от всей души поздравляют Вас и весь педагогический коллектив с праздником — Днем учителя и желаем новых творческих успехов и достижений на педагогическом поприще. И конечно хороших учеников. Скажите, каков нынче ученик пошел?
— Разный, но в основном хороший! Думающий, рассуждающий, разговаривающий на «ты» с компьютером. Конечно, они, наши ученики, во многом отличаются от нас, людей старшего поколения. Но они более свободны, более раскованы, но и в тоже время у них нет того нравственного стержня, который был заложен в нашем поколении. Вот над этим нам и предстоит работать. Я ставлю перед собой и педагогическим коллективом гимназии задачу — создать систему эффективного нравственного воспитания наших гимназистов.
— В некоторых СМИ утверждается, что нас постигла образовательная катастрофа, что точка «не возврата» пройдена.
— Марк Твен по этому поводу выразился так: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены», — хотя положение в системе образования, прямо скажем, не простое. Мы находимся в некоторой точке поворота, которая по-гречески называется кризисом. И оттого, как мы развернем складывающуюся систему образования, и будет зависеть будущее нашей школы. Потенциал у нас есть, и он огромен, но нужно время. Ведь и система школьного и вузовского образования складывалась в СССР в течение длительного времени, и не все в ней было так однозначно, не все так идеально. Я уверена — у нас, педагогов, хватит сил и знаний, упорства и трудолюбия, чтобы найти правильные и разумные решения в деле образования и воспитания достойного поколения молодых граждан страны. Тут важен принцип, который исповедуют врачи «Прежде всего — не навреди»! Нужно, прежде всего, коренным образом изменить форму подачи учебного материала, надо приложить силы и знания, чтобы ученик тебя услышал, чтобы поверил тебе, стал нравственной личностью, гражданином в своем Отечестве.

— Что больше всего беспокоит Вас, как директора, как раньше было принято говорить «Учителя учителей»?
— Сегодня существует некоторая нравственная дистанция между детьми и педагогами, и нравственные ценности старшего поколения и школьников во многом не совпадают. В этом нет ничего удивительного, причин тому — миллион. Но это привело к разрыву связи между поколениями, и мы видим это в жизни. Сейчас в коллективе разрабатывается программа нравственного воспитания, в основе которой лежит диалог между всеми членами коллектива, учениками и педагогами. Как сделать так, чтобы ученик смог уйти от своего «ЭГО», научился сочетать свои собственные интересы с интересами других людей и общества? Беда еще и в том, что бурное развитие информационных технологий привело к развитию «клипового» сознания среди молодежи. Ученику очень трудно сохранить в целостности самосознание, оно мозаично, разорвано. Это тоже предстоит нам исправлять.
— Заграница нам поможет?
— Есть некоторые, на мой взгляд, важные различия в подходе образования и воспитания между европейской школой и школами России. Мы ставим во главу угла воспитания яркой творческой личности, своего рода «звезды». В школах Швейцарии к примеру, которые я посещала, прежде всего, готовят ученика к жизни в обществе, умению общаться. Они дают прочные знания в одной области и широкий обзорный уровень. Говоря простым языком — готовят школьника к жизни в современном обществе.
— О чем Вас спрашивают ученики?
— Обо всем. Недавно на классном часе ученики второго класса спросили: «Тяжелая ли у Вас работа? Какую страну Вы любите? Чем Вы занимались в выходной день?»
— И что Вы им ответили?
— Честно призналась, что солила помидоры. Дети сразу спросили: «Зачем»?
— Да, скажите пару слов о своем жизненном пути.
— Родилась на Урале, в Свердловской области, в городе Верхняя Салда. Закончила механико-математический факультет по специальности «механика» МГУ. По моим стопам пошел сын, тоже закончил механико-математический факультет. Дочь учится в архитектурном. Подрастает внучка — Мариам.
— Как Вы относитесь к электронным учебникам?
— Я думаю, что это очень хорошее подспорье для педагога и для ученика. Отпадает нужда носить тяжелые сумки с учебниками и рабочими тетрадями, можно всегда повторить забытый учеником материал, открыть словарь или справочник. Это достаточно эффективно сказывается на учебе школьников.
— А как восприняли учителя и ученики, а так же родители переход на систему платных дополнительных образовательных услуг?
— Нормально. У нас в течение нескольких лет работают платные курсы по изучению испанского языка. Дети ездят на экскурсии в Испанию, знакомятся с ее историей, культурой и проходят языковую практику. Один из учеников, занимавшийся в кружке, теперь учится в этой стране. Открыли волейбольную секцию в школе. И ученики, и родители довольны.
— И все-таки тяжелая у директора работа?
— Зданию школы — 77 лет, оно построено еще в предвоенные годы. Поэтому чтобы поддерживать школу в нужном состоянии нужно приложить немало усилий, изыскивать, как сейчас любят говорить, ресурсы. Спасибо, что нам помогают и Администрация города. Александр Петрович Войтюк нередкий гость в коллективе школы. На наши просьбы всегда откликается начальник управления образования городского округа Наталья Федоровна Гриднева. С пониманием к нуждам школы относятся руководители компании «Агат». Немалую поддержку школе оказали депутат Московской областной Думы председатель комитета по делам молодежи, спорту и туризму Игорь Чистюхин и местное отделение партии «Справедливая Россия». С их помощью мы отремонтировали музыкальный класс и закупили оборудование. Неплохие отношения у нас выстроились и с родительской общественностью. У нас немало задумок, творческих замыслов. И все это ради нашего будущего, ради наших детей. Поэтому в этот святой для нас праздник — День учителя поздравляю все моих коллег с нашим общенародным праздником. Пусть этот праздник станет еще одним светлым днем в нашей жизни. Пусть никогда не прерывается связь поколений в нашем народе. Ведь верно сказано: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!». Давайте жить и пусть нашу жизнь освещают факелы, зажженные сердцами и любовью учителей!

Записал А. Куданенко

Проголосовать за эту статью: