№106 от 22 октября 2013 На главную
Разговор о нашем будущем.

Минобрнауки России до декабря нынешнего года проведет мониторинг официальных сайтов школ и институтов. С 1 сентября на таких сайтах положено публиковать огромное количество данных о деятельности соответствующих учебных заведений. Санкции за отсутствие таких данных пока не разработаны, но представители сферы образования считают, что способы наказать нерадивых руководителей школ и вузов найдутся.


— Люди должны знать, где, как и что происходит, — прокомментировала информацию о мониторинге депутат Московской областной Думы, председатель комитета Московской областной Думы по делам молодежи, спорта и туризму Игорь Чистюхин. — Это интересно и общественности, родителям, школьникам, студентам и самим преподавателям. Также появится возможность сопоставить уровень образования в различных заведениях. Кроме того, публикация подробной отчетности в интернете — это инструмент борьбы с коррупцией и махинациями в учебных заведениях.
Ведь если руководитель вуза или школы знает, что тысячи человек могут посмотреть на сайте открытую информацию о заведении, то он не будет мухлевать. У нас мало публичной информации об учебных заведениях, будь то вузы или школы. Нужно создать подобную культуру. В самом законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют санкции за несоблюдение требований открытости, но несоблюдение действующего законодательства может привести к административным наказаниям (в виде штрафа или выговора) или даже уголовным, если будет доказано расхищение финансовых средств. И кроме того, публикация сведений о финансовой деятельности в школах поможет бороться со «школьными поборами». Конечно, финансовых злоупотреблений в школах значительно меньше, чем в вузах: нет большого строительства, нет большого конкурса на приеме, нет разделения на бюджетные и коммерческие места. Но есть постоянный «системный налог» с родителей на учебники, на дворника, охранника и так далее. С этим сталкиваются все родители и эту систему надо менять».
…На сайт редакции нашей газеты пришло письмо. Публикуем отрывок из данного письма, сохраняя стиль и орфографию.

«…В школе № 8 педагоги не могут преподнести ученикам материал, почти все учителя только после института или еще учатся. Нагрузка очень большая. Задания на дом задают в таком объеме, что делать приходится до ночи. Мало этого большинство учебников и рабочих тетрадей не совпадают, по причине того, что учителю необходима рабочая тетрадь не авторов учебника, а совершенно других авторов. И для того, чтобы, что-то решить, приходится пользоваться инетом. Даже задания в самих учебниках записаны «…с помощью интернета решите……" и все в таком роде. А у кого нет такой возможности, получайте „2“. Дети просто не могут усвоить материал, и вместо того, чтоб объяснят им хоть что то, педагоги отправляют детей грузить макулатуру. А о медперсонале, вообще можно говорить и говорить. Вакцинацию делают без предупреждения, несмотря на то, что у многих противопоказания! даже обычное „манту“ нельзя делать, если ребенок только переболел простудой, это не только медики знают, но нам все не по чем… В итоге большинство детей заболели. Учителя на уроках кричат на детей, такое чувство, что разговаривать они не умеют. После этого преподаватели требуют к себе уважения. О чем может идти речь, если они сами не уважают наших детей! С этого года стали интересоваться дополнительными курсами, при этом необходимо указывать, что за курсы, какая стоимость обучения! Для каких целей эта информация? Получается, если ребенок ходит на репетиторство не к своему преподавателю, а к другому, то у ребенка все равно будет оценка занижена! Таким образом выпустилось не одно поколение учеников! Ни в одной школе такого нет! Несмотря на то, что отстроили новый корпус, условия конечно не очень, площадки спортивной нет, ее просто закатали в асфальт… На территории школы появилась стоянка для машин, при всем этом большинство педагогов проживают рядом со школой… Охрана, мягко говоря, ни какая… Одним словом ни школа, а ужас!»

Не беремся судить, прав или не прав автор данного письма, но видимо не все ладно в «датском королевстве», школе № 8 города Раменское. Родители вправе требовать соответствующего образования, или как принято теперь говорить, предоставления образовательных услуг высокого качества, поскольку для большинства детей это единственный способ подняться по социальной лестнице. Как известно, в деле образования не бывает мелочей: все, что происходит в школе, что и как говорит учитель, впитывается учениками, как губкой. И ответственность учителя несравнима с ответственностью других. Это пора понять всем. Я думаю, что это письмо повод для серьезного разговора коллектива учителей школы и родительской общественности, разговора серьезного, вдумчивого и ответственного. Главное, чтобы этот разговор пошел на пользу главной драгоценности нашей Родины — нашему будущему — детям. Кроме того, родители школы прислали некий договор об оказании дополнительных образовательных услуг, точнее о том, сколько нужно заплатить родителю за занятие в театральном кружке. Я понимаю, к примеру, посещать дополнительные занятия по изучению иностранного языка просто необходимо для ученика, но обязанность платить 650 рублей в месяц за посещения кружка художественной самодеятельности, вызывает определенные сомнения. И кроме того, неплохо бы руководителю школы прежде чем предлагать родителям подписать данный договор, проконсультироваться с юристом. Вызывает недоумение тот факт, что школа собирает персональные данные родителей без их на то согласия. Зачем?
Каждый десятый школьный сайт признан непригодным для детей

Российский новый университет и издательство «Просвещение» объявили результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов 3.1, созданного при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В рейтинг включено 1328 школьных сайтов, в том числе 951 официальный сайт общеобразовательных учреждений, 31 сайт дошкольных образовательных учреждений, 31 сайт учреждений дополнительного образования, 196 персональных сайтов учителей, 40 сайтов классов и 79 сайтов школьной тематики. За полгода, прошедших с публикации предыдущей версии рейтинга (3.0), количество участников выросло в полтора раза.
В рейтинге 3.1 представлены образовательные сайты 79 из 83 субъектов РФ, а также Казахстана (1 сайт), Белоруссии (1 сайт) и сайт школы Посольства РФ в Сербии. Пока не представлены в рейтинге школьные сайты 4 субъектов: Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, Магаданской области и Ненецкого автономного округа. Наибольшее представительство в рейтинге у школ Москвы (100 сайтов), далее следуют Челябинская (72), Тамбовская (48) и Московская (47) области, Санкт-Петербург (46), Нижегородская область и Краснодарский край (по 43 сайта), Свердловская (42), Иркутская (41) и Кемеровская (40) области.
— В этом году мы ввели шесть категорий для различных видов школьных сайтов и для каждой категории разработали систему критериев, учитывающих их специфику, — сообщила координатор рейтинга Елена Королева. — Прошедшая первое испытание система требует доработки, но в целом она достаточно адекватно определяет общий уровень сайтов-участников. По всем категориям в «зеленую зону» (сайты высокого уровня) вошли 195 сайтов — это 14,7% от общего числа участников. Сайтами высокого уровня могут похвастаться школы 47 субъектов РФ, а также школа при российском посольстве в Сербии. Больше всего почти безупречных школьных сайтов в Москве (20), Кемеровской (12) и Челябинской (9) областях. Сайтов, вошедших в «красную» зону (недостаточный уровень), оказалось 142 (10,7% или каждый десятый сайт), причем у многих сайтов результаты были обнулены решением экспертного совета рейтинга.
Ясно одно: положение в сфере образования в России, в области, районе, городе требует всестороннего, профессионального и заинтересованного диалога. Именно диалога, дискуссии, в которой должны принимать участие и представители всех ветвей и уровней власти, и научного сообщества, и общественных организаций, и, в конце концов, родителей детей, являющихся потребителями «образовательных услуг». И тогда этот диалог станет, по настоящему, разговором о нашем будущем.

И. Правдин

Проголосовать за эту статью: