№108 от 25 ноября 2013 На главную
НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! ТУРИСТ!

22 ноября состоялось расширенное выездное заседание Комитета по делам молодежи, спорта и туризма Московской областной Думы в городском округе Жуковский, посвященное государственной политике Московской области в сфере развития туризма и туристской деятельности в регионе, а также участию в ней предприятий малого и среднего бизнеса.

Проблема туризма в Московской области нова и пока не исследована. Прежний губернатор Московской области не рассматривал столь обширный регион как перспективный для туризма, видимо, предположив, что «кому нужно — сами приедут». Однако, куда ехать и зачем, ни москвичи, ни иностранные туристы зачастую не осведомлены. Куда ехать — это вопрос особый. Только крупных городов, так называемых «районных центров», тридцать один, а тех, что поменьше, на сегодняшний день насчитывается больше трех сотен. По количеству объектов культурного наследия Московская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации, — их свыше 6400! Именно поэтому особенно важно показать наши достопримечательности не только самим жителям этих регионов, но и привлечь к нам как российских, так и иностранных туристов и инвесторов. Об этом в своем вступительном слове говорил председатель Комитета по делам молодежи, спорта и туризма Игорь Чистюхин. Зачитав цитату из выступления губернатора Московской области А. Ю. Воробьева о том, что Подмосковье должно стать самой большой площадкой для туризма, Игорь Васильевич отметил, что «с этим утверждением сложно спорить, поскольку туризм и потенциал Московской области велик и до настоящего времени не востребован в той мере, в которой можно его использовать.
— В Московской области огромное количество различных исторических, архитектурных памятников, — продолжил выступление председатель профильного комитета МОД, — и, к сожалению, в силу определенных причин, таких, как плохие дороги, недостаточное развитие инфраструктуры, отсутствие пунктов питания, понижается уровень привлекательности этих объектов для туристов. В частности, даже те туристы, которые посещают областные памятники архитектуры, останавливаются, как правило, в гостиницах в Москве и, посетив подмосковные памятники, уезжают обратно. Эту ситуацию надо менять для того, чтобы сделать Подмосковье удобным для туристов и перспективным для инвесторов. Поэтому главная совместная задача муниципальной и региональной власти — создать условия для развития туризма, вовлечения в развитие туризма представителей малого и среднего бизнеса. Необходимо привлекать инвесторов в эту сферу экономики и эта задача — привлечения инвестиций в регион, — первоочередная задача, обозначенная губернатором Андреем Воробьевым».
На заседании, посвященном обсуждению этого вопроса, присутствовали депутаты Московской областной Думы Олег Емельянов и Александр Аниканов, представители исполнительных органов государственной власти Московской области и представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Казалось бы, «все как всегда». Собираются чиновники, обсуждают проблему, «растекаясь мыслю по древу», и расходятся по домам. Но в данном случае удивил серьезный, можно даже сказать практический подход к решению данной проблемы.
По составу присутствующих в зале, тональности выступлений стало понятно, что на выездном заседании люди собрались не поговорить, а именно обсудить и решить, что нужно сделать для привлечения туристов, то есть не только выявить проблемы, мешающие притоку инвесторов, но и выяснить, как устранить эти проблемы. А проблем много, и о них рассказывали приглашенные на заседание сотрудники музеев городов Жуковский, Малаховка, Лыткарино, Раменское, Бронницы.

Заместитель директора Жуковского городского музея Эдуард Семенов презентовал подготовленную к заседанию брошюру, в которой были приведены наиболее значимые события и описаны практически все историко-архитектурные памятники города Жуковский. Как отметил Семенов, Жуковский — это перспективный город с богатой историей наукограда, самолетостроения, но основная туристическая достопримечательность города на сегодняшний день — международный авиа-космический салон, но значимая прибыль от туристического потока, в основном, приходит только к организаторам авиасалона МАКС.
Что же происходит в дни проведения авиасалона? В этом году мероприятие посетили около 300 тысяч человек (и это при плохой погоде!) Это аудитория, с которой должны работать не только организаторы, но и гостиницы, магазины, кафе и рестораны, находящиеся в самом городе. Прибыль от проведения подобных событийных мероприятий может быть высокой и должна значительно пополнять бюджет города. Но туристы просто не попадают в сам город! Для обзора туристов представлены только те улицы и части города, через которые проезжают автобусы по маршруту «платформа Отдых — Выставочный комплекс». Как говорится, «шаг влево, шаг вправо — расстрел». Конечно, не все так сурово: с одной стороны это сделано для удобства посетителей, с другой, для безопасности жителей города и гостей, ведь угроза террористических актов до сих пор высока. Такое проявление заботы о гражданах города достойно уважения, но при этом огромные денежные средства, которые могли бы остаться в городе от туристов, буквально уходят из-под носа. Если же опустить такое событие как МАКС, проходящее раз в два года, то чем может привлечь город в другое время? Глава городского округа Жуковский Андрей Войтюк, выступая с приветственным словом, сообщил присутствующим о планах на ближайшее будущее. Так, например, планируется не только продолжить активную работу с Парком культуры и отдыха, но и создать историческую часть города, музей Александра Невского и музей авиации и космонавтики. Эдуард Семенов презентовал присутствующим идею о создании скульптурного комплекса, посвященного процессу самолетостроения. В городе есть люди, которые занимаются сохранением самолетов, и использовать эти объекты во благо города было бы разумно и даже прибыльно. Такие выставки и комплексы понравятся детям и подходят для патриотического воспитания молодежи.
Но есть ли объекты, готовые функционировать уже сегодня, и какие условия необходимо создать, чтобы город стал привлекательным для туристов? Жуковский, например, в силу своей специфики, может гордиться жившими и живущими в нем людьми и своими научными достижениями.
О перспективах развития туризма в г. Раменское и районе в целом говорила директор Раменского историко-художественного музея: «У нашего района есть огромные ресурсы — реки, озера, леса, парки, историко-культурные памятники. На все это необходимо обратить внимание. Прежде всего, необходимо привлечь туристов, проезжающих мимо нас в другие города, например в Гжель. Для этого нужно договориться с туристическими фирмами». Действительно, туристы в основном, полагаются на гидов, которые составляют маршруты, обеспечивают транспорт, питание и проживание.
«Однако,- добавила Татьяна Васильевна,- музей находится на третьем этаже здания бывшего фабричного общежития, что сильно осложняет посещение нашего музея пожилыми, маломобильными людьми и инвалидами. Практически во всех музеях Москвы созданы условия для посещения людьми с ограниченными возможностями, на сегодняшний день эта проблема актуальна и решать ее необходимо. О каких экскурсиях и туристах идет речь, когда главный музей города делит здание не только с несколькими учреждениями, но и находится на самом последнем этаже?

Председатель Комитета Игорь Чистюхин в своей реплике на это выступление подчеркнул, что проблема действительно важна и заседание проводится именно для выявления и решения таких не терпящих отлагательства вопросов.
Обсуждение продолжила директор музея истории и культуры городского поселения Малаховка. Татьяна Гордеева рассказала о целом комплексе мероприятий, проводимых в пос. Малаховка с целью привлечения туристов. Так, например, в музее проводятся Телешовские чтения, музыкальные вечера, выставки и т. д. Но, к сожалению, как отметила Татьяна Александровна, хотя есть многое для привлечения туристов, отсутствует централизованность, — люди просто не знают о проводимых мероприятиях или не представляют ценности находящегося недалеко от дома историко-архитектурного сооружения. Необходимо не просто вернуть к жизни объекты, представляющие культурную ценность, нужно организовывать социально-значимые проекты и информировать об этом людей. И хотя положено начало выпуску журнала «Малаховский музей», этого недостаточно — потребуется серьезная информационная поддержка, без этого посетителей будет все так же недостаточно.
Присутствовавшая на заседании представитель Министерства культуры поддержала эту тему, отметив, что рекламно-информационная продукция (такая, как календари и буклеты) является на сегодняшний день необходимостью.
Также особую важность приобретает проведение рекламных туров, во время которых журналистам и тур агентам демонстрируются места, куда можно отвезти туристов. Необходимо показать готовность регионов к принятию большого количества людей. Государство поддерживает развитие туризма в Московской области. Существует областная программа поддержки культуры и развития индустрии туризма в Подмосковье. Правительство Московской области, в частности министерство культуры, готово помогать, нужны только проекты и желание работать на развитие этой сферы. Эту область нужно изучать, выявлять наиболее перспективные стороны и работать над ними. Особенно привлекательным и наиболее популярным на сегодняшний день становится так называемый событийный туризм, когда люди приезжают на конкретное мероприятие на несколько часов или дней. Так, например, большое количество людей собирают фестивали военно-исторической реконструкции в селе Бородино, в Павловском Посаде. Игорь Чистюхин напомнил и о этническом фестивале «Чаепитие в Мытищах», созданном муниципальной властью лишь по мотивам одной картины. Все это говорит о неограниченных возможностях для создания туристического продукта в таких районах как Жуковский и Раменское, необходимо только желание и поддержка со стороны органов власти муниципального образования.
Участница заседания, директор муниципального учреждения культуры «Княжий двор» г. Павловский Посад, рассказала о том, как проводятся мероприятия «Вохонское сражение», «Фестиваль кузнечного искусства», «Фестиваль колокольного звона», «Кошка в Павловском Посаде».
Предложенные перспективы развития туризма в регионе реальны, однако, чтобы «сказку сделать былью», нужны инвестиции, о чем и говорили все присутствовавшие. Для обсуждения этого вопроса была приглашена Татьяна Селиверстова, генеральный директор ООО «Евразийский торговый и инвестиционный альянс», которая подтвердила, что на сегодня туризм — это прибыльная площадка и данный факт подтверждают примеры всех развитых европейских стран. По данным агентства «Интерфакс» объем инвестиций в экономику Московской области за прошлый год был равен примерно 490 млрд. рублей. Сумма немалая, и основная ее часть идет на столь необходимые области дороги и транспорт, что в условиях развивающегося региона является жизненно важным.
Председатель комитета областной Думы Игорь Чистюхин в своем заключительном слове поблагодарил всех за участие в столь значимом для области мероприятии, особенно важном в плане общего понимания проблем в сфере туризма в Подмосковье, и заверил, что помощь будет оказана там, где она необходима.

Более 2,5 млн. иностранных туристов посетило Россию в 2012 году.

Отвечая на вопрос журналиста телекомпании «Подмосковье» о том, почему площадкой для выездного заседания Комитета и обсуждения развития туризма был выбран Жуковский, Игорь Чистюхин, в частности, сказал: «Жуковский — это город, в котором даже стены дышат историей. Историей советской и российской авиации. Каждый дом, каждый монумент на Быковском кладбище, каждый пылящийся на стоянках ЛИИ и ЦАГИ самолет — это и есть история. И руководству города надо сделать все для того, чтобы в ближайшем будущем в городе появился музей авиации под открытым небом, который привлечет в город тысячи туристов».

Проголосовать за эту статью: