№109 от 16 декабря 2013 На главную
Бесплатная медицина: хождение по мукам

Большая часть региональных программ госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи дефицитна. Программы около 50 регионов страны недофинансированы на 125 млрд руб. Кроме того, из-за предполагающейся значительной корректировки федерального бюджета в следующем году Минздрав получит на 26 млрд руб. меньше, чем в нынешнем. При этом доля Фонда обязательного медстрахования (ФОМС) по-прежнему остается незначительной. Так, в соответствии с программой госгарантий, стоимость одного случая госпитализации складывается из 62 тыс. руб., полученных из регионального бюджета, и только 19 тыс. руб. за счет ФОМС. И причина такой разницы, неясна.

Остается низкой и качество утвержденных программ, а уровень зарплаты медиков, по оперативным данным Росстата, в значительной части регионов не превышает 10 тыс. руб. При необходимости привлечения кадров, обеспечить приток медиков в этих условиях проблематично. Хотя многие регионы были вынуждены сократить другие расходы. По данным Росстата за 2012 год, 45% зданий медорганизаций и 30% фельдшерско-акушерских пунктов на селе находятся в неудовлетворительном состоянии. Нуждается в обновлении около 35% медоборудования.

Страховые компании «ничего не страхуют, никому не платят и выполняют исключительно роль посредников. Их доходы составляют штрафы, накладываемые на больницы. В этом году собрано 21 млрд руб. таких штрафов. А еще 25 млрд руб. составила комиссия за якобы оказываемую ими помощь. На зарплату медикам ничего не остается. Неудивительно, что идет их вымывание из бедных регионов. Между тем, в системе здравоохранения все больше проявляются перекосы в оплате труда. В настоящий момент, базовый оклад составляет только 40% зарплаты, а 60% приходится на стимулирующие выплаты.

Каждый из нас заметил, как много появилось негосударственных медицинских центров. Казалось бы, существует совершенно бесплатная альтернатива — государственные лечебные учреждения. Но выбирают ли их жители? И почему люди готовы платить за то, что уже предоставляется бесплатной медициной?
Если открыть сайты с отзывами о поликлиниках и больницах, то количество негативных отзывов во много раз превышает число положительных. Так, например, наиболее частыми являются обращения к администрации поликлиник. Вот одно из многих: «Пожалуйста, организуйте доступ к врачам для работающих людей. С вашими пещерными методами выдачи талонов это невозможно сделать. За целый год я не смогла ни разу взять талон, их всегда нет. А записаться нельзя нигде, это несправедливо и обидно. Мне советовали: „Приходите в 4 утра, может, достанется“. Но я готова подождать и месяц, а не стоять в унизительной очереди. Люди стоят на костылях часами, это безобразие и дикость! Сделайте электронную запись!» (Галина, 2013-09-14)
Запись к врачу через интернет успешно функционирует во многих регионах России, уже существует целый сайт «Интернет-регистратура Московской области», но, например, в городе Раменское пока что безмолвствует. Власти Подмосковья обещали ввести электронную систему записи к врачам во всех поликлиниках еще в 2012 году, позже министр здравоохранения Подмосковья Нина Владимировна Суслонова уточнила, что все будет готово к концу 2013 года. Конец года наступил, но все по-прежнему.
Полагаясь на «бесплатную медицину», мы рискуем потерять здоровье или то, что от него осталось. И даже не в результате лечения, а в безуспешных попытках попасть к врачу. Схема «талон-врач» работала и, кажется, будет работать всегда. Однако, мы живем в XXI веке, и пора бы уже двигаться вперед. Тем более, что врачей на такое большое количество людей элементарно не хватает. И дело уже вовсе не в том, что в центральную и детскую больницу едут из окрестных деревень, а в увеличении численности населения самого города. За последние несколько лет количество новостроек увеличилось, а сколько их еще строится? Это необратимый процесс развития города, а значит, ему нужно если не строить медицинские учреждения, то хотя бы сделать их более доступными, увеличив пропускную способность. Электронная запись к врачу, как считают многие пожилые люди, которые не слишком ориентируются в новых технологиях, сделает больницу труднодоступной. Но опыт других регионов подсказывает, что это не так. Например, устанавливаются терминалы, выдающие талоны, ведется запись по телефону, что намного удобнее для пожилых людей. Этой осенью я стала свидетелем того, как женщина упала в обморок в очереди за талоном. Это неудивительно, так как выстоять в духоте в течение нескольких часов сложно даже для здорового человека. А убедилась я в этом лично, когда, получив на работе указание завести медицинскую книжку, решила все сделать по правилам и бесплатно. В Москве такую книжку предлагают сделать за две с половиной тысячи и выдают на руки уже через 7 дней. «Зачем же ехать в Москву, — решила я, — за семь дней, а, может, чуть больше, пройду врачей и в своем городе». Но попасть к некоторым врачам оказалось практически невозможно! Как выяснилось, чтобы получить талон в своей поликлинике № 1, мне нужно было отсидеть в очереди как минимум два часа, а то все три. В душном тесном коридоре терпеливо ждут старички и старушки, именно старушки, людей среднего возраста там практически нет. Все дело в том, что время выдачи — два часа дня! Работающему человеку просто не попасть! Одна из женщин в очереди рассказала, что талоны официально выдают в два часа на следующий день и в семь утра — на сегодняшний, но к семи часам уже ничего не остается. «Я уже третий день пытаюсь получить талон к окулисту. Сказали, сегодня будет четыре штуки, может, получу». Однако, она не успела, последний забрали прямо перед ней. Очередь была до самых входных дверей, но больше половины из них ушли с пустыми руками. В том числе и я. Получив столь неприятный опыт, на следующий день я пришла за три часа, но, как выяснилось, талонов к отоларингологу не будет вовсе. Тогда я поняла, что проще заплатить двести рублей за прием и не высиживать каждый день в надежде, что сегодня талонов будет больше. В результате, обход врачей занял три недели. Да, почти бесплатно, но при этом повидала такое, что стало обидно за наш город, нашу страну, медицину и людей, работающих в этой сфере. Я решила, что при возможности буду ходить к врачам платно, а иначе — просто не попасть.
На днях встретила свою знакомую, которая рассказала о «хождении по мукам» в детской поликлинике г. Раменское. Тема, конечно, не нова, однако и актуальность ее за все это время нисколько не уменьшилась. З., так назовем эту женщину, мать двоих детей. В начале заболела ее старшая дочь, подхватила вирусное заболевание в детском саду, а после заболела и десятимесячная малышка. «В детской поликлинике мы бываем часто, то прививку сделать, то справку оформить, — говорит З. — Помещения, конечно, отремонтированные. Видно, что старались сделать все как можно лучше, но проблемы остались прежними. И душно, и очереди, в которых приходится сидеть часами. Чтобы получить талон к врачу, приходится с раннего утра по нескольку часов выстаивать на холоде. Но к этому уже все привыкли. Даже говорить об этом не хочется. Теперь в этой поликлинике новая беда — нет врачей! Когда вызвали на дом терапевта, то выяснилось, что у нашего второго участка врача попросту нет! Посетила нас врач, работающая с другим участком, и, торопливо заполнив бумаги, ушла. Замученная женщина-врач, с сильнейшим насморком, которая обходит по холоду несколько участков, — это просто ужасно! Разве может она поставить правильный диагноз, если у нее нет времени спокойно осмотреть маленького ребенка?». Работа врача-терапевта не из легких. Принимать пациентов в больнице и обходить больных на дому не просто тяжело, но еще и грозит потерей здоровья для самого врача. Зарплата, вопреки всем обещаниям государства, остается столь небольшой, что работают в основном люди либо предпенсионного возраста, либо те, у кого есть финансовая поддержка в семье. Более находчивые и имеющие такую возможность уходят в частные клиники, где зарплата намного выше, да и работа не столь напряженная. Мы зачастую забываем о трудностях данной профессии и ругаем как самих врачей, так и государство.
Так, в одном из отзывов в интернете женщина пишет о грубости и равнодушии персонала больницы и задает вопрос:
«Почему даже после публикаций в газете и показа по телевидению не принимается никаких мер к грубиянам. Я сама — мед. работник ЦРБ, но пока лежала в стационаре (травматология), такого наслушалась и нагляделась…» (Юлия, 2013-07-05)
В том-то и дело, что пишут и показывают про эту тему довольно часто, только ругать может каждый, а посмотреть на происходящее с человеческой точки зрения и понять — единицы. Да, нам обидно за, казалось бы, равнодушное отношение, но такая уж у них работа. Десятки людей в день, сотни болезней, куча бумаг, не заполнить которые просто нельзя, низкая зарплата, социальная неустроенность, в конце концов… Другое дело, когда сталкиваешься с грубостью и откровенным хамством. Опять же, из своего личного опыта: пролежав в одной Раменской больнице две недели, уяснила на всю жизнь — «сюда больше ни ногой». Сегодня, когда прошло достаточно времени, я пытаюсь найти оправдания для тех медсестер и санитарок, с которыми довелось столкнуться, ведь не каждый станет работать на такой адской работе за копеечную зарплату. Однажды, одна из соседок по палате в сердцах начала кричать на врачей: «Вам не за это зарплату повышали! Вы все здесь по сто тысяч получаете!» В этот момент захотелось рассмеяться, неужели люди верят в то, что бюджетники в нашей стране действительно получают высокую зарплату? По телевизору нам рассказывают о повышениях, но забывают о том, что эта, так называемая «средняя» зарплата, высчитывается невесть как.
Проблема очевидна: здания больниц и поликлиник отремонтированы или постепенно ремонтируются, медицинское оборудование закупается, но это внешняя оболочка системы, в которой о человеке думают меньше всего. Вот и идут больные в частные учреждения, рассчитывая на доброе отношение и качественное лечение. Конечно, там врачи и внимательнее, и больше времени уделяют на пациента, но за сумму немалую, которую не каждый способен оплатить. Так, например, в одном из известных в Раменском медицинских центров за вызов на дом детского терапевта возьмут две тысячи. Там же, за посещение «узкого» специалиста, например, такого, как отоларинголог, берут 1350 руб., но многие готовы платить. А тем, у кого нет возможности идти в платную клинику, приходится по старинке терять не только часы, но и дни, пытаясь попасть к тому, кто каждый день спасает жизни, дает надежду и пытается вернуть то, что мы утратили. Будем надеяться, что наши поликлиники все же станут более доступными, а медицинский персонал — человечнее
И.Имаева

Проголосовать за эту статью: