№118 от 17 апреля 2014 На главную
Сергей Пудов: идеальный вариант

Здоровье — это слишком большая ценность, чтобы доверять его кому попало. Как выбрать хорошую больницу, и что важнее — найти самого лучшего врача или хорошую клинику? Как избежать очередей — обо всем этом рассказал Жуковский врач отоларинголог, доктор, что называется от Бога, Сергей Евгеньевич Пудов корреспонденту нашей газеты.

— Сергей, по каким критериям стоит выбирать больницу?

— В том-то и дело, что однозначных критериев не существует. Медицина — это отрасль, которая представляет очень специфические услуги. И неспециалисту крайне трудно оценить их качество. Допустим, пациенту нужно вылечить гайморит. Один врач сделал «прокол» и этим доставил пациенту массу неприятных ощущений. Другой доктор избрал другую тактику лечения и назначил медикаментозную терапию, и через две недели возник рецидив. Пациенту больше понравится второй врач, специалисту же — первый.
В основном, пациент обращает внимание на внешние проявления — сервис, внешний вид персонала, ремонт, обхождение, но он не знает сути медицинской услуги и не может оценить ее качество.

— Тогда посоветуйте, как нам, неспециалистам, понять, какая больница или поликлиника лучше?

— Я рекомендую при выборе медучреждения учитывать следующие факторы:
Многопрофильность — чем больше услуг оказывает лечебное учреждение, тем меньше вероятность, что за анализами и исследованиями придется обращаться куда-то еще. Это важно не только с точки зрения удобства, но и преемственности лечения: в сложной ситуации лучше, чтобы диагноз ставил не один терапевт, а чтобы можно было проконсультироваться и с узкими специалистами. Поэтому при выборе стоит посмотреть, какие врачи работает, сколько специалистов ведет прием. При наличии специфической проблемы узнать, существует ли в данном медучреждении специализированная служба и сколькими врачами она представлена?

— А без очередей больницы бывают?

— Бывают. Поэтому при ее выборе нужно учитывать, как организована медицинская помощь с точки зрения сервиса. Очень не многие медицинские центры уже перешли на систему электронной очереди, когда поток посетителей регулируется с помощью компьютерной программы. Записываясь, в том числе и через интернет на прием по дате в удобное для себя время, пациент уже не ждет часами у кабинета. Но это не решает проблемы очереди, т. к. на каждого пациента время нужно рассчитывать индивидуально, а этого не сможет сделать программа.
Обычно очереди характерны для государственных и некоторых ведомственных медучреждений. Часто у них есть и многопрофильность, и мощность, но абсолютно нет сервиса. Поэтому если у человека нет особых проблем со здоровьем, и он просто хочет прикрепиться к поликлинике, то имеет смысл выбрать ту, где сервису уделяют большее значение. Поинтересуйтесь, можно ли в этой поликлинике сдать анализы в течение дня и как долго ждать результаты; как быстро приходит по вызову врач? Выясняя эти вопросы, посмотрите, насколько внимательно и заинтересованно относится к вам персонал — это тоже важный аспект сервиса.

— И сервис обычно стоит денег?

— Стоимость — это очень важный фактор при выборе больницы или поликлиники. Здесь есть два аспекта.
Во-первых, при выборе больницы надо обращать внимание не только на стоимость приема врача-специалиста, но и на то, как формируется его стоимость. Поясню: в среднем прием специалиста стоит 800–1000 руб. Но иногда эта цена не учитывает стоимости всех производимых во время приема процедур и манипуляций, они оцениваются дополнительно. В итоге визит к врачу обходится дороже! В стоматологии это давно стало обычной практикой. Отдельную калькуляцию за все проведенные доктором исследования практикуют и другие специалисты.
Поэтому лучше заранее спросить, как калькулируется итоговая стоимость визита к врачу. Однако на всякий случай стоит взять побольше денег, так как в медицине сложно предвидеть, какие дополнительные обследования могут потребоваться.

— А второй аспект стоимости?

— Он связан с выбором поликлиники для годового прикрепления в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС). Здесь нужно обращать внимание на среднюю стоимость медицинских услуг, которые не входят в программу. Каждая программа ДМС четко определяет перечень медицинских услуг, которые человек может по ней получить. Все, что в нее не входит, он получает за дополнительные деньги.
Наличие специализированной медицинской помощи — это тоже важный фактор при выборе медучреждения. Например, если человек страдает сахарным диабетом, то полезно посмотреть, есть ли там опытные эндокринологи, специализированные программы и «школы пациента». А аллергикам — есть ли хорошие аллергологи, делают ли там скрининговые тесты и проводят специфическую иммунотерапию.

— Почему-то Вы ничего не говорите о репутации. Этот фактор имеет значение?

— Безусловно, репутация медучреждения, сложившаяся в медицинском сообществе и среди пациентов, очень важна. Я бы сказал, что это является одним из основополагающих факторов. Однако этот критерий не всегда является надежным. Как показывают исследования, неудовлетворенный сервисом пациент рассказывает о своем неудачном опыте девяти знакомым, а довольный — лишь четырем-пяти.

— Существует устойчивый стереотип, что выбирать нужно не столько клинику, сколько врача?

— Обратиться за помощью к конкретному специалисту — это идеальный вариант. Хотя здесь тоже не все однозначно и есть свои риски. А если в случае экстренной ситуации врач отсутствует или приболел? То нужно будет искать другого доктора, для получения неотложной помощи.
Кроме того, у пациента может быть не одна, а сразу несколько проблем, и одним врачом здесь не обойтись.

— Люди часто ищут хорошего врача на форумах или просят порекомендовать больницу…

— К сожалению, этим рекомендациям не всегда можно доверять, но это в значительной мере дает представление о докторе или медицинском учреждении.

— Что важнее — репутации клиники в целом или нужного отделения?

— Репутация медучреждения в целом. В клинике с хорошей репутаций пациента от возможной накладки или просто плохого специалиста подстраховывает вся система организации и управления. Поэтому всегда нужно обращать внимание на репутацию медучреждения — на его известность, на то, как давно он работает на рынке. Лучше потратить время и найти многопрофильную клинику с хорошей репутацией и с современной диагностической базой.

— Какую больницу лучше выбрать — государственную или частную?

— В зависимости от того, какую человек хочет получить помощь — платную или бесплатную. Если бесплатную, то альтернативы государственным больницам нет. Конечно, платные услуги оказывают и в государственных клиниках, но не стоит рассчитывать, что за деньги вам окажут помощь лучшего качества. О сервисе речь вообще не идет, сервис там — это максимум двухместная палата. Однако повторю еще раз: это не имеет отношения к качеству медпомощи.

— Если у людей серьезная проблема, то им не до сервиса…

— Любая серьезная проблема приводит в государственное медучреждение. Альтернативы в частных клиниках — немного. К сожалению, не все частные медицинские центры берутся лечить тяжелых пациентов.

— Что бы Вы пожелали всем читателям нашей газеты?!
Не болейте! Желаю здоровья, здоровья и еще раз здоровья!

В. Васильев

Проголосовать за эту статью: