№120 от 20 мая 2014 На главную
Евгений Веретенников: Наше кредо — нет больных детей!

Жуковской школе «Здоровье» — 20 лет. Сегодня гость нашей редакции ее бессменный руководитель Евгений Иванович Веретенников.

О БОЛЕЗНЯХ И ТРАВМАХ

— Евгений Иванович, судя по Вашему внешнему виду здоровья лично Вам не занимать. Наверное, всю жизнь спортивные высоты штурмуете, природа-матушка наделила недюжинной энергией и тягой к физическому совершенствованию?

— Вы правы лишь отчасти. Скажу только о двух эпизодах своей жизни. Меня не хотели брать в армию из-за сердечной недостаточности. Позже, при подготовке к штурму Джомолунгмы, я из-за травмы почти потерял руку…

— ?!

— Да, такими вещами не шутят. После войны остался без родителей, воспитывала меня бабушка. Увлекся, как и многие мои приятели, самодеятельным туризмом — ходил в походы, ночевал у костра. Школьником увлеченно занимался спортом — лыжи, бег на короткие и дальние дистанции, даже марафонские… Появлялись уже первые успехи, но спортивная карьера не задалась. Нагрузки серьезные, а питание крайне скудное. Время-то было послевоенное, и не выдержало сердце, начало «шалить». Поэтому и не хотели брать меня на армейскую службу — хворый ты, дескать, парень. А в ту пору быть солдатом считалось делом престижным. Пришлось писать в разные инстанции и добиваться призыва. А надо сказать, что я был комсомольским активистом и знал адреса, куда следует посылать письма. В итоге добился своего — пополнил ряды Вооруженных Сил. Но первое время свой конституционный долг при штабе исполнял — учли мой сердечный недуг. Попросился в войска. Не сразу, опять же, но своего добился.

МЫ НЕУКЛОННО ТЯНЕМСЯ ВВЕРХ: К ПАРАШЮТАМ, СКАЛАМ, К «СПОРТИВНЫМ ВЕРШИНАМ»

Определили меня в десантный полк! И нормально отслужил. В медсанчасти не отсиживался — в марш-бросках с полной выкладкой участвовал и с парашютом прыгал. Никаких чудес — уже в то время я разрабатывал различные методики общеукрепляющего действия и, в частности, для улучшения работы сердца. А, кроме того, я оказался успешным учеником своей бабушки — она была знающей травницей, перенял у нее полезную привычку пользоваться дарами природы для оздоровления организма.
А что касается травмы руки, это случилось гораздо позже. С группой питерских коллег готовился к восхождению на Джомолунгму, покорение которой — мечта любого альпиниста. На одной из тренировок попал под вырвавшийся скальный крюк. После этого досадного происшествия рука буквально висела как плеть. Врачи с большой вероятностью допускали возможность инвалидности, дружно ставили крест на моем физкультурном будущем. Говорили, что надо обращаться к светилу медицины, называли фамилию большой знаменитости. Но я не стал втягиваться в больничную эпопею. Опираясь на свой армейский опыт, упорно налегал на собственную методику восстановления организма, по полной программе использовал бесценные народные методы. Не сразу, не вдруг, но жизнедеятельность руки была восстановлена. После этого много раз ходил в походы по сложным горным маршрутам, на байдарке на реках сплавлялся с преодолением крутых порогов — обе руки работали при этом с одинаковой отдачей.

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

— Личный опыт дорогого стоит. А как пришли к решению приобщать к здоровому образу жизни детей, в том числе имеющих проблемы в развитии?

— После армии учился и работал в Пензе. Приоритета у меня было два: география и экономика. Географией увлекся еще в детстве, а экономикой всерьез заинтересовался в своей взрослой жизни — даже преподавал по этой части в Высшей партийной школе.

В Жуковский попал после женитьбы — жена оказалась местной жительницей. К ней я и приехал. Имея опыт преподавательской работы, устроился учителем географии сначала в школе № 1, затем трудился в Москве — в центральном Совете по туризму и экскурсиям, где отвечал за подготовку туристских кадров в СССР, руководил всесоюзными семинарами по высшей инструкторской подготовке. После развала Союза вернулся на работу в Жуковский — в школу № 14.
В этот период стали появляться классы компенсирующего обучения — в них попадали дети, часто болеющие, перенесшие какие-либо заболевания. Я преподавал обычным школьникам, но стал проявлять интерес к «проблемным», в плане здоровья, ребятам. Заметил: когда удается расшевелить этих детей, мотивировать их к учебе, результаты имеют ошеломляющий характер: бесследно исчезает апатия, бурно проявляется интерес к знаниям.
Именно тогда начал проводить оздоровительные туристские походы с насыщенной, но несложной программой и медицинским контролем, по окончании которых оформлялись большие фотогазеты и дети из классов компенсирующего обучения становились героями школы. Но это, конечно, было только начало. Поэтому в 90-х годах разработал оздоровительно-развивающую программу «Здоровье», где, кроме обычных занятий туристской направленности и походов, стал проводить специальные занятия по оздоровлению и развитию учеников 5–9 классов, а затем — с 1-го класса.
По результатам этой работы в начале 1997–1998 учебного года открылась экспериментальная площадка по отработке оздоровительно-развивающего комплекса, охватывающего группы и классы с 5- и 10-летнего возраста. В целях активизации оздоровления и развития ослабленных и социально запущенных детей на экспериментальной площадке проводил занятия с двумя возрастными группами пяти и шести лет, а также с начальными классами на базе детского сада № 32 и лицея № 14.
Экспериментальная площадка по отработке оздоровительно-развивающего комплекса «Здоровье» задумывалась для занятий кондуктивной педагогикой, задача которой — заменить пассивность ребенка на активность, создать мотив для самолечения.
Наше кредо — нет больных детей. Неработающую руку, ногу и т. д. можно заставить работать за счет объема выполняемых упражнений. У ребенка нужно формировать уверенность в том, что все будет хорошо с его здоровьем.
Для этого используется большое количество приемов и методов, сочетание которых и дает уже десятилетия устойчивый положительный результат работы.
«Нам рано жить воспоминаниями»

— Евгений Иванович, вы — руководитель школы «Здоровье», Почетный работник образования РФ, мастер спорта СССР, многоопытный путешественник. О вашей жизни и деятельности не газетное интервью, повесть можно написать, многосерийный фильм снять!

— Как в песне поется: «Нам рано жить воспоминаниями». Когда меня спрашивают о возрасте, я отвечаю: «Мне 28 лет… до сотни осталось». Не чувствую себя пожилым — недавно вернулся с Полярного Урала — в составе группы жуковских любителей горного туризма.
А о школе «Здоровье», кстати, книга уже издана. При финансовой поддержке Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» мне удалось издать в 2008 году сборник методических рекомендаций «Приемы и методы оздоровления детей и подростков». Благодарен, конечно, меценатам за поддержку.
Еще хочется сказать большое спасибо директору спорткомплекса «Метеор» Александру Николаевичу Сучкову. Он предоставил для «Клуба туристов» и школы «Здоровье» помещение, оказывает нам всяческое содействие.

За 20 лет к нам не всегда и не все относились положительно, всякое бывало. Но все же хороших людей, таких как Александр Николаевич, было на моем жизненном пути явно больше.
Главная для меня награда — устойчивый результат оздоровления и развития детей и подростков.
Наши дети меньше болеют, у них улучшается память, растет интерес к занятиям, повышается успеваемость, а также укрепляется их жизнестойкость.
Сергей Муравьев

Проголосовать за эту статью: