№124 от 20 июля 2014 | На главную |
Марина Серафимовна Власова работает в школе № 12 уже двадцать восемь лет (двенадцать из которых — заместителем директора). И, наверное, трудно найти человека, который разбирался бы в проблемах современной школы лучше, чем она.
— Марина Серафимовна, из «школьных» тем, которые сегодня особенно «на слуху» — непрекращающиеся школьные реформы. Единый госэкзамен — ЕГЭ, государственная итоговая аттестация — ГИА, новые стандарты… Известно, что большинство людей все это активно (и местами даже аргументировано) ругает. А что Вы думаете по поводу реформ?
— На мой взгляд, без реформ нельзя: жизнь меняется, вместе с ней меняются и требования, в том числе к учителям и ученикам. Значит, должна модернизироваться и школа. Другое дело, что изменения не должны быть резкими и «скачкообразными»: сегодня одно, а завтра — совсем противоположное… Например, министерство приняло решение вернуть выпускные сочинения. До этого много лет их не было: то есть ребят — тех, кто придет в одиннадцатый класс, — просто не учили их писать на том уровне, что был раньше. Все это время учителя готовили выпускников к ЕГЭ, это совершенно другая методика. Поэтому необходимо время для подготовки к новому для современных выпускников виду экзаменационной работы. Сейчас это серьезная проблема… Или взять мою «родную» географию: два часа в неделю в шестом классе превратили в один, теперь у детей нет возможности отрабатывать практические навыки. И таких примеров можно приводить множество… Новый образовательный стандарт предполагает наличие определенного количества часов внеурочной деятельности. То есть дети, по идее, должны заниматься, например, самостоятельными исследованиями или развивать свои способности в
— Но, тем не менее, положительный эффект реформ есть?
— Безусловно. Например, лично я вижу как минимум два позитивных момента от введения ЕГЭ. Первое — это то, что удалось практически исключить коррупционную составляющую. Говорю «практически» — потому что некоторые вопросы все равно остаются. Например, были случаи массовых «стобалльников» — причем местах и регионах, скажем так, отдаленных и ранее не прославленных
Если говорить о принципиальных
— Все меняется, значит, меняются и школьники? И опять же многие говорят: дети глупеют. Вспоминается фраза бывшего министра образования Фурсенко о необходимости воспитания «квалифицированных потребителей». Это действительно так?
— Нет, безусловно, нет! Дети — они не лучше и не хуже, чем были раньше. Они просто другие. Вообще, я — оптимистка, и,
А еще — сегодня дети, как мне кажется, более нацелены на успех, вернее — успешность. Это предполагает определенную концентрацию, сосредоточение на
— В девяностые школьники хотели быть бандитами, в нулевые — банкирами и финансистами… О чем они мечтают сегодня?
— Все, конечно,
— Какую проблему современной школы Вы считаете наиболее важной?
— На мой взгляд, это проблема молодых специалистов. Средний возраст жуковского (и не только жуковского!) учителя — за пятьдесят. Нет, педвузы выпускают достаточно молодых специалистов. Более того, они хотят работать в школе, регулярно приходят. Но, узнав об условиях (главным образом, о зарплате) — чаще всего разворачиваются и уходят.
— Но и городские, и областные власти отчитываются, если не об огромных, то о вполне нормальных суммах…
— В среднем — да. Но конкретная цифра очень сильно зависит от дополнительных параметров: стажа, выслуги, квалификации, разряда
— Кстати, о городе. Как складываются взаимоотношения школьного сообщества и городской власти?
— Очень конструктивно. Город, управление образования очень много делают для наших школ. Это и ремонт, и закупка современного оборудования, и многое другое. Все это стоит очень серьезных денег. Могу сказать, что жуковские школы по уровню оснащения обгоняют и раменские, и люберецкие — не говоря уже об остальном Подмосковье. Когда к нам приезжают, например, на педагогические конференции — многие с завистью говорят: «Ну, у вас прекрасные условия, есть все, что нужно…».
— Что Вы думаете по поводу «учителей во власти»? Это считается одной из специфических, «локальных» жуковских проблем: уже не первый состав Совета депутатов представлены в основном летчиками, учителями и врачами.
— Ничего страшного я в этом не вижу. Более того, если врачам и учителям мы доверяем самое дорогое, что у нас есть — жизнь, здоровье и воспитание детей, то вполне логично и правильно доверить им и некоторые вопросы управления городом.
— Наш традиционный вопрос. Если бы у Вас была возможность сделать три вещи для городского образования, что бы Вы выбрали?
—
Беседовал Алексей ГОРБАТОВ