№126 от 15 августа 2014 | На главную |
Проблема занятости в Жуковском — одна из острейших. Но она решаема, и решить ее возможно уже в среднесрочной перспективе.
НЕХВАТКА РАБОЧИХ МЕСТ И ЧАСТО НЕВОЗМОЖНОСТЬ УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ ПО НУЖНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, НЕВЫСОКИЕ ЗАРПЛАТЫ И В РЕЗУЛЬТАТЕ — ПОЛНЫЕ ЭЛЕКТРИЧКИ ЖУКОВЧАН, ОТПРАВЛЯЮЩИХСЯ НА ЗАРАБОТКИ В МОСКВУ.
Насколько неизбежна сложившаяся ситуация? Что нужно сделать для того, чтобы жуковчане имели возможность находить места приложения своего труда у себя дома? Об этом мы решили поговорить с генеральным директором «Жуковского монтажного управления «Спецмашмонтаж» Андреем Деминым. Выбор собеседника оказался не случайным. Руководимое Андреем Деминым предприятие уникально — оно участвовало в модернизации космодромов Байконур и Капустин ЯР, создании «Бурана», реконструкции фабрики «Красный Октябрь» и многих других известных проектах. Многие уникальные конструкции «Спецмашмонтажа» можно увидеть в ЦАГИ и ЛИИ. Но даже не это главное.
В лихие
— Андрей Викторович! Начнем с вашего предприятия — вы демонстрируете устойчивый рост производства, а ваши рабочие получают зарплату без задержек. Поделитесь секретами такого благополучия
— Ну, о полном благополучии я бы пока не говорил, хотя, гордиться есть чем. Прежде всего, нужно повышать эффективность, качество производства — это на рынке универсальное правило и касается как товаров, так и услуг. Если твоя продукция востребована, то, значит, ты конкурентоспособен. То есть ты имеешь стабильные заказы, а твои работники получают во время зарплату.
— А предприятие прибыль
— Конечно, которую нужно не проедать, а вкладывать в развитие. Что мы у себя и стараемся делать. В этом же направлении нужно двигаться и остальным нашим предприятиям, благо потенциал накоплен большой, но не всегда эффективно он используется.
— В вопросе занятости есть проблема мигрантов — не секрет, что они за счет своей дешевизны вытесняют с рынка труда жуковчан. У вас трудятся гастарбайтеры?
— Нет, ни одного! Более того, в основном у меня работают жуковчане — это 86% моих сотрудников, и лишь небольшая доля приходится на приезжих с соседних городов. Проблема с мигрантами в Жуковском решаема. Да, объективно небольшая часть рабочих мест может быть ими занята, в основном, если речь идет о простом и неквалифицированном труде. Но специфика наукограда предполагает развитие, прежде всего, наукоемкого производства, а это уже миссия для своих, местных специалистов, которых у нас, слава Богу, хватает. Вот мы и возвращаемся к первому вопросу — развитию собственного производства.
— А вы верите, что бизнес можно заставить отказаться от экономии на зарплате?
— А заставлять никого не нужно! Просто нужно понимать следующее. Мне приходилось работать на многих предприятиях, использующих труд гастарбайтеров. И я видел, что там, где они работают, как правило, ниже качество, выше аварийность. Убытки от этого в итоге перекрывают выгоду от снижения зарплаты. Поэтому для себя я решил — лучше нанимать хорошего специалиста, работника — это выгоднее. И в Жуковском многое можно и нужно изменить. В том же ЖКХ или дорожном строительстве вполне можно обойтись без приезжих. Как они латают наш асфальт вы сами знаете — через несколько месяцев он снова весь в ямах. То есть я вижу просто неправильные управленческие решения. А они постепенно приводят к тому, что меняется демографический состав населения, меняется культура города.
-То есть, нужно менять власть?
— Да, но важно не только ввести во власть профессионалов. Нужно менять, а по сути, создавать новую систему взаимодействия власти и общественности. Мэр просто физически не сможет проверить каждую яму — правильно ли ее засыпали. Нужно привлекать общественность и наделять ее реальными рычагами контроля. Активисты должны работать в одной связке с экспертами, профессионалами. Систему такого контроля может утвердить новый Совет депутатов. Вот это даст результат. А одними газетными публикациями ничего не решить.
— Понятно. Другой вопрос. Кроме трех высших образований, вами накоплен большой опыт работы с самыми разными компаниями, у вас огромное количество бывших и настоящих партнеров.
— Безусловно! В разные годы мы сотрудничали и продолжаем сотрудничать с огромным количеством партнеров. Это крупнейшие российские бренды — АвтоВаза, Лукойл, и многие другие. Это крупнейшие зарубежные компании, имеющие производства в нашей стране —
— Вы все правильно говорите, а если это переложить в простые и понятные неспециалисту цифры. Ну, например, сколько вы можете создать новых рабочих мест конкретно у себя?
— Рынок — штука со многими неизвестными. Но, если не будет
— Многие ваши уникальные конструкции установлены в ЦАГИ, ЛИИ и других наших крупнейших предприятиях. Если взять шире, городское хозяйство в целом, — какой вклад вы могли еще внести в развитие Жуковского?
— Хороший вопрос. Да, мы выпускаем в основном продукцию специального назначения. Но и она может быть использована в более широком плане. Например, наше предприятие готово помочь городу в разработке и реализации новых проектов в самых разных областях, например, в дорожном строительстве — многие наши конструкции можно использовать для строительства эстакад. Далее. Я уже говорил о диверсификации производства, выпуске новых видов продукции. В этом плане наш потенциал позволяет нам выпускать самые разные изделия, которые могли бы найти широчайшее применение в благоустройстве Жуковского — вплоть до обустройства фонтанов и создание памятников.
— Поговорим о кадровой политике. Молодым трудно устроиться в силу отсутствия опыта, люди старших возрастов не столь трудоспособны. Где баланс?
— Баланс простой — нужно использовать опыт зрелых сотрудников и креатив молодых. У нас трудятся бок о бок и те, кто проработал здесь по 30–40 лет, и совсем молодые мастера. По крайней мере, важнейшие вопросы развития нашего предприятия, наши планы, проблемы мы стараемся решать именно вместе, сообща. Судя по нашим показателям это у нас неплохо получается.
— Подведем некий итог. Если использовать ваш опыт, ваши рецепты развития в масштабах всего города, то насколько реально создать у нас столько новых рабочих мест, чтобы все жуковчане могли работать дома, а не мотаться в столицу?
— Сегодня по разным оценкам от 30 до 50 процентов занятого населения в Жуковском ездит на работу в Москву. Рынок есть рынок и всегда часть людей будет выезжать на заработки в столицу. Но приведенные мною цифры чудовищны — они абсолютно не соответствуют потенциалу нашего города! Поэтому развитие и определенная перестройка хозяйственного комплекса Жуковского могут снизить эту цифру как минимум до 20%. Собственно, в конце
Космодром Байконур, в модернизации которого принимало
участие ЖМУ «Спецмашмонтаж»
Переговоры в цеху перед заключением контракта