№126 от 15 августа 2014 На главную
Наталья Тылик: в авиации нужно работать сегодня и сейчас!

«Стрела» — расположенный на Жуковского, 8 филиал Московского авиационного института, в особом представлении не нуждается. Для многих жителей города это «альма-матер»; у кого-то здесь учились и учатся дети, внуки, знакомые и родственники. В любом случае, «Стрела» была и остается одним из ведущих городских вузов.
Сегодня мы беседуем с заместителем директора филиала по учебной работе Натальей Тылик, кандидатом в депутаты Жуковского городского Совета депутатов по округу N4.

— Наталья Владимировна, что представляет собой «Стрела» сегодня?

— Наш филиал — это стабильно работающее и, самое главное, динамично развивающееся учебное заведение. Сегодня у нас одиннадцать кафедр, две из которых — базовые для НИИПа («НИИ приборостроения им. В. В. Тихомирова». Прим. ред.), и ОАО «РПКБ».

— Другими словами, Ваши выпускники востребованы?

— Конечно. С каждым годом инженерные специальности становятся все более востребованными. Промышленность и оборонный комплекс страны развиваются, ситуация меняется к лучшему. Да и наш филиал старается как можно плотнее работать с ведущими авиапредприятиями Жуковского, чтобы у выпускников «Стрелы» не было проблем с трудоустройством. И отрадно, что сами молодые специалисты могут и хотят работать.

— А многим из Ваших ребят удается устроиться по специальности?

— Недавно мы провели мониторинг и выяснили, какое количество выпускников трудоустраивается на наши градообразующие предприятия, и кто остается и продолжает работать. Так вот, оказалось, что трудоустраивается 90%, а через четыре года остаются работать на предприятии от 67 до 70%!
И еще один факт: что с 2012 года контрактный показатель целевой подготовки студентов вырос до 100%. Это означат, что все бюджетные места (а их у «Стрелы» девяносто) были оплачены государством в лице Министерством промышленности и торговли РФ по заявкам наших предприятий-партнеров: ЦАГИ, НИИП, ЛИИ, АГАТ, РПКБ, ЭМЗ, ЛИ и ДБ Сухого и ЛИ и ДК Яковлева… Конкурс на некоторые специальности просто «зашкаливает»: сейчас он примерно на таком же уровне, как двадцать пять-тридцать лет назад, еще в советские времена.
Кстати, сразу же после окончания «Стрелы» наш выпускник может рассчитывать на зарплату в тридцать тысяч рублей. И это — минимум! У большинства эта сумма доходит до шестидесяти тысяч. Еще раз обращаю внимание — без опыта работы, только с нашим дипломом в кармане.

— Это говорит о качестве подготовки будущих специалистов. Что еще из важного сделано за последние годы?

— Например, в 2010 году мы получили лицензию на право ведения образовательной деятельности, а с сентября 2012 года мы уже получили лицензию с пометкой бессрочно. В марте этого года филиал успешно прошел государственную аккредитацию — впервые за всю историю существования. В прошлом году, филиал также прошел проверку Минобрнауки России на эффективность своей деятельности.
Конечно, это было бы вряд ли возможно без огромного вклада предшественников: Тамары Трофимовны Кроль — основателя «Стрелы» и ее декана в течение трех десятилетий, Владимира Васильевича Хомутова, возглавлявшего факультет в самый, наверное, сложный для российской науки и авиации период. Очень большую работу ведет и нынешний директор — Владислав Сергеевич Максимов.

— Какую проблему, Ваш взгляд, необходимо решить сегодня на уровне города?

— Нужно наполнить новым содержанием цепочку «школа — вуз — предприятие». Первым делом — плотнее «привязать» обучение в школах к обучению в вузе. Прежде всего, к вузам жуковским. Полезным будет добавить учебных часов для дополнительной подготовки по базовым для поступления предметам (тем более, что сейчас такая возможность предусмотрена новым образовательным стандартом). Для нас это математика, физика, и информатика. Сегодняшние абитуриенты, к сожалению, объективно слабоваты. Конечно, полностью решить эту проблему в одном отдельно взятом городе тяжело, но новый Совет депутатов все-таки должен работать в этом направлении.

Второе. На наших авиационных предприятиях сегодня катастрофическая нехватка специалистов среднего звена, которых готовят училища и техникумы. Об этом, кстати, неоднократно говорил и директор нашего филиала Владислав Максимов. Думаю, что было бы правильно подтянуть к вузам заведения среднего профессионального образования. У нас в Жуковском есть авиационный техникум — ЖАТ, в сентябре появится новый — Индустриальный техникум, который объединит целых три училища. Думаю, здесь у нас имеется неплохой потенциал.
Ну и, третье. Выпускники вузов часто слышат фразу: «Забудьте все, чему вас учили». И — начинали заново осваивать на предприятиях свою специальность. Но если, скажем, десять-пятнадцать лет назад времени «на раскачку» было вполне достаточно, то сегодня задачи нашего авиапрома таких возможностей не дают: работать нужно сегодня и сейчас. Поэтому нужно вузы «привязывать» к производству, к «живой» научно-исследовательской работе.

— А что-то конкретное сделано в этом направлении?

— Безусловно. Так, например, 9 июня состоялось торжественное открытие второй (первая открылась в 2013-м году. Прим. ред.) площадки Ресурсного центра филиала «Стрела» и ОАО «НИИП им. В. В. Тихомирова» в рамках программы развития МАИ как национального исследовательского университета. Общая сумма инвестиций составила 105 миллионов рублей. Это абсолютно уникальный проект: качество и возможности подготовки инженеров выросли кардинально! Поэтому если двигаться в этом направлении да еще при поддержке города — эффективность связки ВУЗ-производство можно вывести на принципиально новый уровень. А пока филиал «Стрела» уверенно развивается и активно участвует в возрождении Авиаграда.

Ректор МАИ Анатолий Геращенко: Сейчас в министерстве вопрос стоит о закрытии филиалов вообще: там считают, что они неэффективны: нет таких преподавателей, как на основной «площадке» и т. д. Но здесь, в Жуковском, ситуация абсолютно, принципиально иная!

Проголосовать за эту статью: