№126 от 15 августа 2014 На главную
Полёты в небо начинаются на земле

ГДЕ БОЛИТ?

Если остановить на улице прохожего и спросить: «В чём, по-вашему, главная беда нашего ЖКХ?» — скорее всего, в ответ услышишь: «Безудержный рост тарифов!». Да уж, цифирки в платежной квитанции растут пошустрее инфляции…
Но это «верхушка айсберга». Не первопричина, а следствие других, так сказать, глубинных «болячек».

Прежде всего:

— Накопленного «недоремонта» жилого фонда — как известно, содержание и ремонт жилья в старой «развалюхе» стоит куда дороже, чем в новостройке;

— Крайне низкой энергоэффективности — прежде всего, наших многоквартирных домов (МКД), в первую очередь — советской постройки;

— Отсутствия реальной конкуренции — причём, не только в коммунальной сфере, где действуют естественные монополии, но и в жилищной, где, казалось бы, широкое поле деятельности для малого бизнеса и инициативы самодеятельного населения. В г. Жуковском львиная доля жилого фонда поделена между тремя управляющими компаниями (УК), но три четверти рынка услуг контролирует один человек.
Ну, и что может быть в таких условиях, кроме бесконечного «накручивания» расходов потребителей?

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ

Нельзя сказать, что для «лечения» государством ничего не делается.

— «Недоремонт»?

Ответом на этот «вызов времени» стал закон № 271-ФЗ от 25.12.12, возложивший бремя финансирования капремонта домов на их собственников (читай — на население). Кто в 2008—2013 гг. упустил шанс воспользоваться субсидиями Фонда содействия реформированию ЖКХ (к жуковчанам это относится в полной мере), тому придётся оплачивать работы полностью из своего кармана. Профильный платеж: 7.30 руб./кв.м — в наших квитанциях присутствует с мая этого года. Причём, никаких конкретных обязательств перед горожанами подмосковный региональный оператор пока не взял. Единственная гарантия, что накопленные взносы собственников не уйдут «в песок» — это их собственная активность, решимость открыть свой спецсчёт и эффективно его использовать. На это в г. Жуковском решилось 8% домов.

— Велики потери ресурсов в МКД?

Вот другой закон — № 261-ФЗ от 23.11.09 «Об энергосбережении…», который обязывает собственников повысить энергоэффективность своих домов. Естественно, за свой счёт. А для начала — установить приборы учёта воды, тепла, газа, электричества. Кто это проигнорирует — будет платить за «коммуналку» дороже: с 1.01.15 — на 10%, каждые полгода процент будет увеличиваться, пока с 1.01.17 не достигнет 60%.

— Нет конкуренции?

Создавайте ТСЖ, уважаемые собственники, и хозяйствуйте сами. Сами межуйте придомовой земельный участок (по крайней мере, в г. Жуковском так), сами регистрируйте общее домовое имущество, сами содержите и ремонтируйте его, и платите штрафы, если к вам нагрянет жилинспектор.
Уловили тенденцию?

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Тем не менее, есть в этом событийном «потоке» и другая «струя»: возрастание полномочий органа местного самоуправления (ОМС). А значит, и роли будущих народных избранников. Поскольку многие из россиян предпочитают игнорировать свои обязанности — коллективного собственника дома (к жуковчанам это тоже относится в полной мере) — законодатель отвёл ОМС роль своеобразной «палочки-выручалочки».
Кто, к примеру, готовит и проводит актуализацию краткосрочных программ капремонта МКД (грубо говоря, решает: кого ремонтировать завтра, кого послезавтра)? — ОМС. Если собственники пожалуются на свою УК и в результате проверки жилинспекции та лишится лицензии, кто должен будет подобрать дому нового управляющего? ОМС.
Кто составляет для города программу энергосбережения, а значит, мог бы обеспечить массовое, дешевое и единообразное оснащение МКД приборами учёта? ОМС. И дело тут не в деньгах. Если организовать установку счётчиков (как и другие энергосберегающие мероприятия — вроде утепления фасадов и замены окон) по схеме энергосервисного контракта — ни бюджету, ни жителям ничего платить не придётся, затраты на энергосбережение будут покрыты за счёт полученной в результате их экономии. Но при этом кто-то должен выступить гарантом выполнения сторонами договора своих обязательств. Кто? Догадайтесь с трёх раз, уважаемый читатель.
Фирма не гарантирует вам обед, только обеденный перерыв.
Вообще роль ОМС как гаранта исполнения обязательств (и тесно связанная с этим проблема доверия жуковчан к обеим ветвям местной власти) достойна отдельной «песни».
В частности, 29 июля в Госдуме состоялся «круглый стол», на котором обсуждался такой проект: инвестор, (допустим, крупная строительная корпорация) вкладывает деньги в комплексную модернизацию МКД, включающую: капремонт существующего здания, улучшение его энергоэффективности и надстройку новых помещений, к примеру, мансард. Инвестор, продав мансарды, возвращает деньги с прибылью, собственники получают обновлённый энергоэффективный дом, а у ОМС — одной заботой меньше. Такие опыты уже есть, к примеру, в г. Лыткарино, в Госдуме же обсуждались проблемы законодательного обеспечения подобных проектов в общероссийском масштабе.

НЕСОСТОЯВШАЯСЯ «НАДСТРОЙКА НАД БАЗИСОМ»

Такой опыт был и в г. Жуковском, правда, неудачный. В 2012 г. Орловская строительная фирма хотела вложить деньги в модернизацию бывшей муниципальной «общаги» — д.4а по ул. Мичурина. Надстроив над существующими 4-мя этажами ещё два, укрепив фундамент, заменив инженерные сети и даже пристроив к каждой квартире по лоджии (!), что увеличило бы реальную жилплощадь чуть не в 1.5 раза. Сказка.
На тот момент приватизация жилья в доме ещё только начиналась, и «контрольный пакет» голосов собственников был за администрацией города, но тогдашний замглавы по ЖКХ предложил жителям самим решить: быть ли «надстройке над базисом». Они голосовали трижды — и «зарубили» проект. Не набрали даже ½ голосов «за», не говоря уж о положенных 2/3. — Не поверили люди. Ни администрации города, ни своим соседям, ни самим себе. Теперь живут в своём старом «бараке» и чего-то ждут — не то капремонта, не то сноса.
Это урок. Могли ли, к примеру, действующие депутаты горсовета помочь жителям общежития в их «родовых муках»? Наверняка. Надо было всего лишь — поговорить с людьми и вселить в них уверенность, что власть не оставит их в трудную минуту. Но… Этого не случилось. Возможно, потому что среди депутатов не оказалось никого, кто по-настоящему разбирался бы в проблемах ЖКХ.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

К счастью, среди нынешних кандидатов в депутаты есть вполне компетентные и подходящие для подобных миссий люди.

Наша справка:

Сергей Викторович Акимов родился в 1978 г. в Жуковском. После окончания МГСУ-МИСИ начал работать в фирме «Окна Аттик» — ведущем производителе современных окон и дверей из ПВХ, где прошел путь от простого монтажника до генерального директора одного из предприятий холдинга.
Вот мнение кандидата в депутаты местного Совета по 11 избирательному округу Сергея Акимова:

«Проблемы ЖКХ касаются каждого жуковчанина, ведь даже самый дальний и высотный полёт начинается и кончается на земле. Я считаю решение вопросов ЖКХ и благоустройства города одной из первоочередных задач местной власти. Эти проблемы нельзя сбрасывать исключительно на плечи жителей, в спорах с управляющими кампаниями, подрядчиками на стороне жителей должны выступать сообщества профессионалов и местные депутаты. Лучше — если это будет в одном лице.
Возьмём, например, проблему капремонта. У 271-го закона есть большой недостаток: отсутствие механизма кредитования собственников, которым надо ремонтироваться, а денег на счёте недостаточно. Комплексный капремонт дома стоит порядка 8000 руб./кв. м, платя по 7.30 руб./кв. м в месяц, нужную сумму накопишь через 90 (!) лет. Понятно, что банки без твёрдых гарантий денег не дают, и что делать собственникам? Свои квартиры закладывать? В зарубежной практике проблема решается с помощью программ господдержки, когда гарантом исполнения обязательств выступает фактически правительство страны, но наше правительство на это не пошло. Где же взять деньги? Выход здесь есть. Местной власти нужно активно входить в региональные программы финансирования ЖКХ. Это должно быть важнейшим направлением в работе.
Будучи квалифицированным строителем и менеджером, я смогу помочь людям не только словом, но и делом. Тогда жители смогут использовать предоставленные им права по контролю за качеством и стоимостью работ в ЖКХ. А для создания сообщества профессионалов и общественности нужна специальная городская программа. Ее активными участниками должны стать ТСЖ, ЖСК, Советы домов, активные жители города. Тогда мы вместе сможем кардинально изменить ситуацию в ЖКХ».

Материал подготовил Сергей Гаевой

Проголосовать за эту статью: