№128 от 15 октября 2014 На главную
Читатели пишут

ОГЛУШИТЕЛЬНОЕ МОЛЧАНИЕ

Уважаемая редакция!
Пишет вам Кудрина Юлия Марковна, бывшая учительница математики и черчения, когда оно еще было в школе. Педагогический стаж — 48 лет, сейчас на пенсии. Случайно познакомилась со статьей «Ученье — свет. Но не ученых — тьма!» в газете «В Рабочий полдень» и решила написать то, что думаю. Заранее прошу прощения за пространность изложения. Уж очень актуален поднятый вопрос.
Сейчас и по радио и от коллег, и лично по общению с учащимися я вижу, что образование в школах катастрофически падает. Попробую изложить свои соображения по причинам и заранее прошу извинить меня за некоторую сумбурность изложения. Несколько слов о профильных классах. Дети различны по своему восприятию предметов, для этого и был разговор о профилях. На деле же все учебники усложняются по материалу, а требования к его усвоению предъявляются одинаково к ученикам независимо от профиля. ЕГЭ-то не по профилям. Мое мнение — следует очень тщательно пересмотреть программы для гуманитарных классов по математике, физике, биологии, а для учащихся классов с углубленным изучением математики, физики, биологии — программы по русскому языку. Считаю, что задача учителя русского языка — научить детей правильно писать, говорить, излагать свои мысли на бумаге. Те тонкости, которые сейчас излагают в школе по этому предмету, могут совсем не понадобиться в жизни. То же можно сказать и о математике для гуманитариев. Сейчас речь у детей хуже, чем у моих ровесников, детей войны. Как часто слышишь: ложить, покласть, бегим, ляжьте, и прочее, чего не было раньше. А экзамены сдают!

Святые наши учителя! Как они старались дать нам больше нужных знаний, всего того, что действительно пригодилась нам в жизни. Светлая память им! При необходимости они и двойки нам ставили, а мы старались работать, чтобы не оплошать друг перед другом. А сейчас? «Выкручивают» руки педагогам. От родителей можно услышать: «Это вы себе ставьте двойку, не смогли научить». А можно ли чему-нибудь научить того, у кого нет желания учиться? Тут уместна поговорка: «Лошадь можно привести к водопою, но никто не заставит ее пить!»
О том, как проходили ГИА и ЕГЭ не буду писать, недаром ввели меры для соблюдения требований к проведению экзаменов. А далее? Были и двойки, но экзамены пересдавали через 2–3 дня. Уровень оценивания снизили до 20%, то есть 1\5 часть работы выполнена верно! Как это возможно? Еще когда я начинала работать существовало правило: если 2\3 работы выполнено — ставили «3», а сейчас «3» получают за выполнение 20% то есть 1\5 всей работы. Не может овладеть курсом математики ребенок, такое часто бывает, если он по складу ума «гуманитарий», предлагаю писать ему в аттестате «Прослушал курс». То же и по другим предметам. До сих пор помню слова своего ученика, дай бог, чтобы он был жив и здоров, большой был умница в школе по математике и физике. Поступил в институт имени Баумана. Тогда это было Высшее Техническое Училище. Очень переживал после сдачи экзамена по русскому языку и литературе, боялся получить «двойку». Общеизвестно, что А. С. Пушкин не смог овладеть математикой., но ведь гений на все времена! И не пойдет такой ученик в учебное заведение, где есть непреодолимый для него предмет. Не давалась математика? Но ведь можно быть прекрасным поэтом и писателем, психологом и историком, да кем угодно, Можно и аттестаты ввести профильные. Может, тогда детям будет легче учиться, а учителям — учить? Что я еще предлагаю?
— Ликвидировать учителям и администрации начисление баллов за количество «5» в классах. Это-то и порождает очковтирательство.
— Посещение уроков и проверка готовности учителя и учащихся класса должна быть основной работой завучей, которые сегодня загружены разного рода отчетами.
— Аттестовать учителей, прежде всего, по проводимым урокам, «срезам» по материалу, изученному учащимися, а не по темам и темочкам, списанным из интернета.
— Заработная плата должна быть в зависимости от трудового стажа, причем обязательная работа с классами, а не только с индивидуальниками. Любят сейчас учителя работать с такими детьми: работать легче и ответственности меньше. Сейчас ставка учителя математики с большим стажем — 8700 рублей! Это ведь мало. Чтобы провести урок к нему нужно еще и подготовиться. Это работа учителя дома. А самостоятельные и контрольные работы? Их подготовка и проверка? И дополнительные занятия с детьми вне уроков по темам, которые они не усвоили? Это ведь личное время учителя.
— Предлагаю вернуться к опыту работы в школе в советское время. Тогда к нам в страну ехали учиться, а сейчас наоборот.
Немного об этом: ко мне на уроки литературы приходили и коллеги, и завучи, и руководители методических объединений города и учителя. С годами я сама была в таких комиссиях. Со временем состав комиссий становился определенным, не менялся. Я была одним из членов. Мы старались выполнять проверку работы учителя объективно. А отставили эту комиссию после проверки работы одной, гремевшей отличными оценками школы. В ней был проведен открытый урок по изучению новой темы, а на втором уроке, в тот же день планировалось провести закрепление материала. По закреплению материала в классе был лес рук, дети бежали к доске, когда еще дописывалось условие задачи. Варианты и темы самостоятельной работы были предложены учителю на перемене после первого урока. Учитель сам выбрал и темы и варианты. После окончания проверки мы увидели, что в основном знания учащихся оценивались на «3», но были и «2». Проверка показала очень низкий уровень знаний и умений учащихся. Нашу комиссию упразднили. Предлагаю вернуть такие комиссии в школы, гимназии. Может быть тогда «липы» в школах станет меньше, а знания — лучше?
Также считаю, что теория вероятностей не нужна больше учащимся средней школы. На изучение этого очень трудного материала отводится очень мало времени, а задания ЕГЭ совершенно не равноценны по смыслу и по времени решения. Предлагаю из программы школы ее исключить.
Чтобы дети лучше понимали стереометрию, предлагаю ввернуть в школу курс черчения. Это необходимо и для решения задач по геометрии, но еще больше для тех детей, которые в дальнейшей учебе будут связаны с архитектурой, строительством, инженерными специальностями, чертежами деталей и механизмов. Конечно же, учитывать профильность в классах.
Извините, что отняла много времени.
Всего доброго, с уважением

Кудрина Ю.М.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Честное слово, мне жаль нынешних учеников. В пожаре псевдоэкспериментов уничтожается не только «счастливое» детство, но порой и здоровье учеников. По данным статистики каждый пятый школьник российских школ страдает психическим расстройством, а по числу самоубийств среди детей от пяти до 14 лет, мы впереди планеты всей, опережая даже страны Африки. Права наша читательница — положение в народном образовании ухудшается с каждым годом. Безусловно, необходима защита учителя, но в первую очередь, его нужно защищать от удушающей бюрократии и произвола: учителя от директора школы, директора от комитета по образованию, комитет по образования от регионального министерства. Учитель должен учить, а не готовить школьника к ЕГЭ. ЕГЭ — это немалый стресс для ученика. Попробуйте жить в течение двух лет со сверлящей в голове мыслью о часе «Х», когда тебе придется под охраной полицейских что-то там писать, к чему у тебя не лежит ни ум, ни сердце. Никакой, даже суперзакон не заменит учительский авторитет, его умение найти подход к ученику, что «называется» влюбить в свой предмет. Мы уже писали о проблемах наших школ, приглашали к разговору работников образовательных учреждений. В ответ — оглушительное молчание.
Большое спасибо нашей читательнице за ее активную жизненную позицию, за желание внести свой вклад в дело просвещения молодого поколения. Желаем ей долгих лет жизни и благополучия.
А вас, уважаемые читатели, приглашаем к продолжению разговора о проблемах сегодняшнего образования в школах района и города. Ждем заинтересованных писем и предложений от работников образования и родителей.
Почту разбирал: Василий Куданенко

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ…

К нам в редакцию обратились два ветерана: Александр Николаевич Грецкий и Евгений Николаевич Ковалев. Случилась у них такая беда. Некоторое время назад поступили они на работу на одно из предприятий города Жуковского, занимающееся благоустройством. Должности им дали скромные — охранять материальные ценности и положили и соответствующую зарплату в 20 000 рубликов. Не ахти как, но прибавка к пенсии приличная. В первый месяц так и было. Но потом начальство сменилось, и пошли странности. В конечном счете, зарплата уменьшилась в три раза. Никаких внятных объяснений новый руководитель предприятия Валерий Валентинович Харитонов не дал. Сказал, как отрезал: «Не нравится — увольняйтесь»! И перевел наших ветеранов на объект, где нет даже положенной бытовки. Но ветераны решили не сдаваться — службу несли, находясь в машине. В конечном счете, руководитель добился своего: сгоряча один из сторожей написал заявление по собственному желанию. Но горечь от случившегося осталась. Не могут ветераны поверить, что в двадцать первом веке, в городе Наукограде, славящемся своей культурой и образованностью так могут обращаться с людьми. И потому задаются вопросом: «Неужели так можно обращаться с пожилыми людьми? Неужели сложно решить вопрос трудоустройства по закону и справедливости? Проявить чуточку тепла и внимания».

ОТ РЕДАКЦИИ:

Есть такая жизненная истина: «Как аукнется, так и откликнется». Когда-нибудь Валерий Валентинович столкнется в своей жизни точно с такой же ситуацией. И тогда может быть вспомнит, свое несправедливое отношение к двум ветеранам. Будем надеяться, что он найдет в себе силы и мужества и принесет свои извинения сотрудникам, с которыми он поступил не по закону, а по понятиям. А администрация города Жуковского поможет ему в этом. Ведь все мы одной крови.

ВЧЕРА ГУЛЯЛА ВОЗЛЕ ОЗЕРА В ХОЛОДОВО, ТАМ ПОРЯДОК НАВЕЛИ!

Уважаемая редакция!

Пишут вам жители микрорайона Холодова. Не так давно мы направляли Вам письмо о происходящем на озере возле гимназии № 2 по ул. Коммунистическая. Так вот, огромное Вам спасибо! После публикации о загрязнении территории на озере был наведен порядок, мусор весь убрали, да и сами отдыхающие видимо стали меньше мусорить! На озере появилось много уток, и стало приятно гулять и любоваться природой. И все же хотим через вашу газету обратится к людям, которые занимаются благоустройством нашего города. Все бы хорошо, но вот что касается установки мусорных баков и замены лавочек на озере, этого, к сожалению еще не произошло. Да и не мешало бы установить таблички «Не мусорить! Штраф!». Надеемся, что мы в тени не останемся. И администрация решит эту небольшую, но немаловажную для нас проблему.
Огромное Вам спасибо за такую великолепную газету!

С уважением Анастасия И.

Проголосовать за эту статью: