№133 от 15 сентября 2015 На главную
Оптимизацию медицины признали летальной

Общероссийский народный фронт (ОНФ) на медицинском форуме в Москве обнародовал
доклад, который вскрывает крайнее недовольство россиян отечественной медициной. Основная масса претензий связана с организацией работы первичного звена, прежде всего, очереди к врачам и плохая организация приема. Результаты опроса жителей страны вместе с мнениями профессионалов в медицинской сфере были переданы президенту Владимиру Путину, с которым участники форума встретились 7 сентября.

«Такое впечатление, что о том, что реформы здравоохранения идут не туда, о том, что доступность и качество медицинской помощи становится хуже, понимают практически все. Понимают люди, пациенты, которые обращаются в медицинские учреждения, понимают сами врачи, понимают те, кто сегодня сами на местах управляют этой системой. Но так получается, что единственный, кто сегодня не хочет это понять и не признает — это профильное министерство».
Член центрального штаба ОНФ Ольга Савастьянова

Форум ОНФ по здравоохранению: «Так жить нельзя»!

6 и 7 сентября 2015 в Москве прошел форум Общероссийского народного фронта (ОНФ) по вопросам здравоохранения «За качественную и доступную медицину!». Его работа велась на пяти тематических площадках: «Доступность и качество медицинской помощи: итоги оптимизации», «Система подготовки медицинских кадров для нового качества здравоохранения», «Лекарственное и технологическое обеспечение здравоохранения — резерв для повышения доступности и качества медицинской помощи», «Детское здравоохранение — актуальные проблемы сохранения здоровья нации» и «Экономика и управление системой здравоохранения: устойчивость и развитие». На форуме звучало много справедливой критики, в частности, были отмечены существенные проблемы. Среди них — неэффективное расходование средств при реформировании, противоречивость статистических данных в разных официальных документах, и прежде всего, непродуманность проводимых реформ.
Вскрылись весьма нелицеприятные для чиновников Минздрава факты, касающиеся фактического положения дел в этой жизненно важной сфере. Несмотря на бодрые рапорты чиновников от медицины, дела в сфере здравоохранения обстоят весьма плачевно. Красноречивее всего о положении дел говорят не статистические данные, представляемые министерством, а то, какие оценки дают государственной медицине пациенты.
«Наиболее острыми для населения стали вопросы организации работы первичного звена: наличие очереди и плохая организация приема пациентов», — заявил сопредседатель штаба ОНФ в Забайкальском крае, заслуженный врач России Николай Говорин, представлявший доклад. Он отметил, что на фоне роста численности населения число визитов врачей сократилось на 7,7 миллиона посещений. Одновременно почти на 22% увеличилось число отказов в вызове скорой помощи», — отметил выступавший. Еще одна серьезнейшая проблема — обеспечение лекарствами. Больше половины пациентов, опрошенных ОНФ в марте—апреле 2015 года, заявили о том, что льготные лекарства не всегда бывают в аптеках, их приходится ждать, заказывать или искать.
Две трети граждан России оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках, как низкое. О том, что качество медуслуг в государственных больницах и поликлиниках высокое, сказали 24% респондентов, 11% затруднились с ответом. По данным социологов, пожилые люди чаще посещают госполиклиники (71% старше 60 лет и 52% в возрасте от 18 до 34 лет). Молодежь же, напротив, пытается справиться с болезнями своими силами (31% 18–34 лет, а также 17% старше 60 лет). Те, кто не обращается в госполиклиники, чаще всего объясняют это плохой организацией работы этих учреждений и недоверием к медперсоналу, говорят о больших очередях, о невозможности записаться на прием, некомпетентности персонала, равнодушии врачей, грубости.
Наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения, по мнению опрошенных, являются низкое качество медицинских услуг, недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей, недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием. В ходе опроса выяснилось, что за последние полгода почти 40% граждан не смогли попасть на прием к врачу из-за его отсутствия или большой очереди; 35% столкнулись с грубостью, хамством, равнодушием медперсонала; 34% пожаловались на непрофессионализм врачей, неправильно поставленный диагноз или неправильно назначенное лечение. Каждый третий за последние полгода были вынуждены платить за медицинские услуги или лекарства, которые полагались бесплатно; каждый четвертый столкнулся с отсутствием в больнице необходимого оборудования, лекарств и т. д. За этими сухими цифрами и, казалось бы, промежуточными обывательскими выводами, кроется, на самом деле, катастрофа. Платной медицины (даже в государственных поликлиниках) прибавилось — даже сделать отпечаток твоего рентгена теперь стоит денег, пока не очень больших, но это только начало. Далеко не у всех граждан есть для этого средства.
Между тем, из 7,2 тысячи врачей, ушедших из государственных медицинских организаций, 6,6 тысячи перешли работать в медицинские организации другой подчиненности. Причинами оттока квалифицированных медицинских кадров из госсектора стали несправедливая система распределения оплаты труда, низкая соцподдержка и высокий «бумажный оборот. В результате, лишь в 37 процентах случаев, по данным фронта, пациентам удалось попасть на прием к врачу-кардиологу в первый день, а более половины пациентов ожидали консультации кардиолога от нескольких дней до 2 недель.
Особенно тяжело приходится жителям малых населенных пунктов — поселков городского типа, сел, деревень.
Главный вывод, который был сделан по итогам исследования, заключается в том, что «оптимизация» здравоохранения стала причиной большинства нынешних проблем в этой отрасли и ситуацию нужно срочно менять.

Хирург Раменской больницы Кошелев
«ОНФ встряхнул нашу медицину. И это пойдет нам на пользу»

Владимир Путин: какие нужны указания, чтобы деньги не тырили у народа?

Президент России Владимир Путин в ходе выступления на форуме ОНФ 7 сентября 2015 года, посвященном развитию медицины, потребовал, чтобы объем бесплатных услуг для населения не сокращался. Обращаясь к главе Росздравнадзора, глава государства спросил: «Какие нужны указания, чтобы деньги не тырили у народа?» Президент согласился с утверждением, что «где есть деньги, всегда появляются желающие что-то куснуть», но безапелляционно заметил, что ситуация должна быть взята под жесткий контроль ответственными лицами. Во время своего выступления президент также пообещал не допустить запрета на ввоз зарубежных лекарств. «Мы никогда не говорили, не говорим и не собираемся говорить, что мы будем запрещать какие-то импортные препараты либо импортную технику. Ни в коем случае», — подтвердил он в своем выступлении.
По итогам встреч с президентом создается перечень поручений главы государства для решения тех или иных вопросов. Сейчас и у читателей нашей газеты есть возможность не просто высказать свои предложения, а сделать так, чтобы они были максимально учтены. Чтобы на основе этих предложений были приняты управленческие решения, которые помогли бы улучшить положение дел в медицинских учреждениях Раменского района и Жуковского. Это не самоцель, а важно то, чтобы ситуация менялась к лучшему. Пока же, согласно данным, полученным ОНФ в ходе мониторинга, пациенты уходят из бюджетных лечебных учреждений в частные: доля платных медицинских услуг в России возросла с 11,6% в 2011 году до 24,2% в 2014 году. А по данным опроса фонда «Общественное мнение», почти половина россиян (46%) в 2014 году платили за медицинскую помощь, из них практически каждый третий платил в государственных поликлиниках и больницах.
Вот этого нам допускать никак нельзя.
В.Куданенко

Проголосовать за эту статью: