№132 от 01 сентября 2015 На главную
Жуковский и авиация: отношения сложные

Закончился очередной авиасалон МАКС-2015. На неделю жизнь Жуковского превратилась в сущий ад, и многие, как и в прошлые нечетные годы, постарались на это время куда-нибудь уехать. И в очередной раз возникает вопрос: почему и ради чего жители города терпят все неудобства — от перекрытия улиц до закрытых заправок, от пропусков до бесконечных проверок документов? Почему, по причине «обеспечения безопасности», блокируют работу многих субъектов малого бизнеса?
Какая-то «игра в одни ворота» (жестче, но точнее русская пословица: «К вашему берегу — корабли да барки, а к нашему — г…но, да палки»). Город получает только проблемы и неудобства. Насчет расходов сказать что-то определенное сложно, но, надо полагать, что авральная работа городских служб отнюдь не бесплатна. При этом организаторы имеют сплошные плюсы. Вот, буквально три недели назад — льгота по земельному налогу. А ведь могли бы сделать какой-нибудь символический жест. Хотя бы скидку на билеты для жуковчан. Не разорились бы. Но нет, такой вопрос как-то даже не возникает: коммерческое предприятие. Поэтому котлеты — отдельно, а жуковчане — отдельно.
Из «бонусов» можно упомянуть разве что дорожное покрытие улицы Гагарина, которые латают к приезду Путина. Впрочем, и это, скорее, дань вековым традициям чиновничьей показухи: президент местного гостеприимства все равно не оценит, поскольку с 2001 года для посещения авиасалона пользуется вертолетом. Да и губернатор тоже. Ну, а дорога придет в свое естественное, природное состояние уже к зиме.
Вообще, Жуковскому странным образом не везет с авиационными проектами. Буквально на днях состоялись общественные слушания по проекту «Рампорта». Аргументы сторонников и противников озвучены и проанализированы многократно. Если совсем коротко — первые говорят о развитии территории, новых рабочих местах и средствах на экспериментальную авиацию, вторые — наоборот, об уничтожении ЛИИ как испытательного центра и грядущих проблемах (транспортных, экологических, градостроительных и т. д.). Хотелось бы, однако, рассмотреть главную проблему: проблему экономической целесообразности нового аэропорта вообще. Разумеется, мы не ставим под сомнение компетентность разработчиков проекта и их умение составлять бизнес-планы. Вопросы, тем не менее, остались.
Итак, авиакомпании РФ за январь—июль 2015 года увеличили перевозку пассажиров на 0,01%, до 52,468 миллиона пассажиров, говорится в оперативных данных Росавиации. Пассажирооборот сократился за этот период на 4,6%, до 130,454 миллиарда пассажиро-километров. Об этом сообщает порталaviaport.ru.
У игроков Московского авиаузла ситуация несколько различается: например, во Внуково наблюдается некоторый рост, Шереметьево балансирует около нуля, Домодедово несколько «проседает». Однако ясно одно: рынок практически насыщен. Об этом же говорит и статистика за последние годы. И не потому, что пропускная способность существующих столичных авиационных гаваней полностью исчерпана.
«К 2015 году „Ростех“ намерен создать полноценный гражданский аэропорт, который будет обслуживать низкобюджетные авиакомпании и грузовые перевозки… Общая пропускная способность определена в 10–12 миллионов пассажиров в год» — сообщает РИАМО со ссылкой на пресс-службу министерства строительного комплекса Московской области.
На общественных слушаниях начальник ЛИИ Павел Власов озвучил цифру в 2 миллиона пассажиров в год на первое время. Суждено ли сбыться и этим осторожным планам — покажет время. Но факты таковы. Во-первых, в 2011 году Росавиация разработала перспективную структуру организации воздушного пространства в московском авиационном узле, которая позволит увеличить пропускную способность столичных аэропортов вдвое (проект опубликован на сайте ведомства).
Во-вторых, ни один из анонсировавшихся ранее «аэропортовых» проектов так и не дошел до стадии реализации. Окончательно и бесповоротно закрыт некогда четвертый аэропорт Московского аэроузла — Быково. В планах Московской области было до 2012 года создать на его основе современный международный аэропорт с обслуживанием 500 тыс. человек в год, с формированием сопутствующей инфраструктуры. Однако нашлись более перспективные девелоперские проекты: например, автостоянка и склады.
«Заглохла» активно муссировавшаяся в последние годы тема реконструкции военного аэродрома Еромлино в Калужской области (она должна была пройти до конца 2014 года) с приспособлением его под нужды бюджетных авиакомпаний. Та же ситуация — с международным грузовым аэропортом в подмосковном Ступино. Он должен заработать на полную мощность в этом году. Однако дальше символической закладки первого камня дело так и не пошло.
Одним словом, вопросов много и, судя по всему, ответы на них даст только время.
В.Павлов

Проголосовать за эту статью: