№135 от 20 октября 2015 На главную
Капремонт для Кощея Бессмертного

Капремонт: тебя сразу убить или помучаешься?
Перед вами, уважаемый читатель, документ, который Администрация Раменского муниципального района представила для «принятия к сведению» депутатам Совета депутатов Раменского муниципального района. Отчет касается большинства из жителей, он свидетельствует о том, что в 2015 году капитальный ремонт многоквартирных домов не проводится. Как и в 2014 году. Тогда законный вопрос: «А почему в коммунальных платежках в графе „Капитальный ремонт регулярно появляется немалая сумма?“ А ведь есть еще и текущий ремонт, и содержание жилого фонда».

Вокруг этого вида поборов разгораются нешуточные страсти.
И без того немалые затраты россиян на ЖКХ заметно выросли. Но если отопление и канализация необходимы, что называется, здесь и сейчас, то взнос на капремонт — своего рода плата за счастливое будущее, которое, как мы знаем из своего горького опыта, не наступает никогда.

Обязанности без прав

Для начала совершим краткий экскурс в недавнее прошлое. Когда в самом начале 90-х началась приватизация жилья, квартиры переходили в собственность их обитателей на безвозмездной основе. Но романтический период казенного альтруизма длился недолго. Власти скоро сообразили, что в конструкции с бесплатным сыром отсутствует ключевой элемент — мышеловка. Если первоначально объектом приватизации было только жилое помещение, то ситуация кардинальным образом изменилась с 1 января 1995 года. Был принят правой акт, который установил, что собственникам помещений (принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме: общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одной квартиры. Смотрите что получается: тем россиянам, кто приватизировал к тому времени свои жилища, задним числом в качестве нагрузки всучили «общее имущество», которое государство в свою очередь ловко сбыло с рук. При этом имущество не выделяется в натуре, его нельзя ни продать, ни наследовать, оно отсутствует в структуре сделки купли-продажи, с него не взимается налог на недвижимость. Возникает вопрос — а на самом ли деле речь идет о собственности и праве, из которого на практике вытекают одни лишь обязательства? Проделки российской юстиции, что тут скажешь. Похоже, что сомнительное «право на долю в общем имуществе» понадобилось государству лишь для того, чтобы перенести все тяготы обслуживания многоквартирных домов на плечи собственников. Мышеловка захлопнулась…
Один за всех, все за одного
Впрочем, российская бюрократия изменила бы своей многовековой сути, если бы не породила противоречия в законодательной базе, которые ставят гражданина в тупик. Так до сей поры действуют положения закона о приватизации жилого фонда, которые сохраняет за бывшим наймодателем, то бишь государством, обязанность произвести капитальный ремонт, если таковой требовался на момент начала приватизации. Вы такие примеры знаете? Получается, что жители «старых» домов советской постройки, перечисляя сегодня взносы на капремонт, платят не только за «того парня», которому посчастливилось жить в доме, который попал в начало очереди на реконструкцию, но и за государство, не выполнившее обязательства, возложенные на него законом. Обитатели «новых» постсоветских домов избавлены от сомнений и раздумий, ведь они приобрели недвижимость у частного застройщика, и государство им как бы ничем не обязано. Но — «в каждой избушке свои погремушки». Во-первых, платить этой категории собственников, как правило, приходиться больше, поскольку метраж квартир в среднем выше. Во-вторых, если жильцы «старых» домов хотя бы имеют основания рассчитывать на капремонт в обозримом будущем, то в случае с «новыми» домами речь идет о нескольких десятилетиях. Если вы Кащей Бессмертный, то может быть и доживете. Многие пожилые люди, с которых сегодня берут деньги за капремонт, попросту не увидят его при жизни, ведь программы рассчитаны на срок аж до 2040 года. Посмотрите на план ремонта Раменского муниципального района: сколько же вам прожить требуется, что бы увидеть капитальный ремонт? Новый порядок оплаты капремонта здорово смахивает на финансовую пирамиду. Представьте, что вы исправно перечисляете взносы, и — о счастье! — лет через десять в вашем доме произвели долгожданный ремонт. Однако это не освобождает вас от последующих выплат. Во всяком случае, действующее законодательство о такой возможности деликатно умалчивает. Так что при настоящей схеме не одни платят за других, как в случае с пирамидой, а все платят за всех. Такая вот своеобразная справедливость, если, конечно, это понятие применимо к складывающейся ситуации.
Методом «тыка»

Что же собой представляет новый порядок проведения капремонта? Субъекты Федерации формируют региональную программу и устанавливают размер взноса для собственников жилья. Программы сверстаны незатейливо: в них одним чохом включены все существующие на данной территории МКД. Отдельный вопрос — здания, износ которых превышает 70%. По официальным данным доля ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда в 2011 году составила 3% — 99 млн. кв. метров. Однако до развалюх и бараков капремонт может и не добраться. Включать или нет в программу «аварийку» — прерогатива местных властей. Дело в том, что ремонтировать ее нецелесообразно, поскольку дешевле построить новое жилье. В таком случае субъект РФ должен в течение полугода определить порядок и источники финансирования сноса таких зданий и переселения их жителей. Только вот бюджеты большинства регионов на подобные траты не рассчитаны. Похоже, сегодня у составителей программ капремонта и у региональных операторов, которые призваны претворять их в жизнь, нет ясного представления: какие дома в какой срок потребуют реконструкции, какие именно работы понадобиться проводить и в какую сумму они выльются. Столь же произвольной выглядит и калькуляция целевых взносов. Вероятно, какая-то аналитическая проработка имеет место быть, но судить об объективности данных, на основе которых производятся расчеты, не представляется возможным. Отсюда — разброс цифр и разница в подходах. Так в Москве с 1 июля введен обязательный взнос 15 рублей с квадратного метра общей площади, а в Санкт-Петербурге (при сопоставимом уровне жизни и более изношенном жилом фонде) городские власти нашли возможность установить дифференцированный — в зависимости от типа МКД — взнос в диапазоне 2,6 — 3 рубля, да еще и предусмотрели бюджетное софинансирование.
Что варится в «общем котле»?

Собственники квартир имеют право направлять свои взносы в «общий котел» — прямиком региональному оператору, либо в любой момент провести собрание и принять решение об открытии спецсчета в выбранном ими коммерческом банке, на который будут перечисляться средства на реконструкцию. Такая возможность предусмотрена вышеупомянутым законом от 25.12.2012 № 271- ФЗ. Какой вариант предпочтительнее?. По данным председателя думского комитета по делам ЖКХ Галины Хованской только 13% россиян избрали вариант с открытием спецсчета. Причиной тому не только инертность собственников, но и позиция местных властей, замалчивающих альтернативу «общему котлу». А как иначе, если региональные операторы, созданные администрациями регионов, живут непосредственно за счет взносов населения. Несмотря на очевидные плюсы, которые сулит собственникам жилья открытие спецсчета, и столь же очевидные неэффективность и непрозрачность, характерные для деятельности региональных операторов, не стоит однозначно ратовать за первую схему. Ее преимущества раскрываются в условиях хотя бы относительной экономической стабильности. Если мы смутно представляем, что произойдет с инфляцией, курсом рубля, банковской системой через год, то каковы шансы сохранить собранные жильцами средства, когда речь идет о пяти- десяти- и более -летнем сроке. За выполнение региональным оператором своих обязательств субсидиарную ответственность несет субъект Федерации, но так как большинство из них ныне в долгах как в шелках, гарантия оборачивается фикцией. Однако в варианте со спецсчетом даже о фикции не приходится говорить. По сути, нам предоставлен выбор между ужасным и очень плохим. Как в том советском блокбастере: «Тебя сразу убить или помучаешься?». При таком раскладе в выигрыше может остаться только киношный красноармеец Сухов.
Не думай о «текущем» свысока

Неудивительно, что парламентская оппозиция категорически не приемлет новый порядок финансирования капремонта. По мнению КПРФ, обязательные взносы противоречат Жилищному кодексу и закону о приватизации. Представители фракции считают, что граждане обязаны платить только 15% этого взноса, а остальную часть должны вносить государство и муниципалитеты. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что активисты его партии собрали миллион подписей за приостановку сборов на капитальный ремонт, которые в ближайшее время будут переданы главе правительства вместе с законопроектом об отмене взносов до 2020 года. У федерального правительства и региональных властей позиция предельно понятная и на первый взгляд логичная — раз у домов есть собственники, то они и обязаны за свое имущество отвечать, а не ждать помощи от государства, у которого на это нет средств. А таковых по изрядно устаревшим расчетам требуется не менее 10 триллионов рублей. Между тем, отстаивая противоположные подходы к организации капремонта, оппоненты дружно игнорируют один важный, если не ключевой, фактор. Обитатели МКД уже давно оплачивают из своего кошелька расходы по графе «содержание и текущий ремонт». Правда, при этом большинство, как управляющих компаний, так и жильцов полагают, что данная позиция подразумевает лишь периодический променад по двору гастарбайтера с метлой или газонокосилкой, а также мелкие косметические поделки. Отнюдь. И здесь полезно обратиться к судебной практике, ведь суды в отличие от политиков и чиновников рассматривают весь корпус правовых актов, а не выхватывают из контекста отдельные положения, которые выгодны для обоснования той или иной точки зрения.
Битый небитого везет?
Сегодня же получается, что отрасль ЖКХ, годовой оборот которой превышает четыре триллиона рублей, в деле обеспечения сохранности и реконструкции многоквартирных домов оказалась в роли стороннего наблюдателя, а государству не хватает то ли политической воли, то ли способностей контролировать коммунальщиков, то ли оно нашло привычный и кажущийся легким выход в дополнительных поборах с населения и создании бюрократических посреднических структур. Резюмируя сказанное, отметим, что капитальный ремонт отличается от текущего главным образом не перечнем работ, их сложностью и стоимостью, а тем, что первый производится в плановом порядке и носит комплексный характер, а второй проводится оперативно и в отношении объектов, требующих непосредственного вмешательства. Чем больше будет сделано в рамках текущего ремонта, тем дешевле обойдется собственникам ремонт капитальный.
Иначе, коммунальный коллапс не заставит себя ждать.

Проголосовать за эту статью: