№ 138 от 03 декабря 2015 На главную
Михаил Кузнецов: Произошло колоссальное падение знаний по астрономии

На прошедшей XX Международной астрономической олимпиаде в Казани, участие в которой принимало 13 стран, трое жуковчан — Даниил Долгов (гимназия № 1), Борис Билич (лицей № 14) и Алексей Шепелев (лицей № 14) — стали победителями в личном зачете. Объединяет этих ребят уникальный педагог, руководитель астрономического кружка, сотрудник Государственного астрономического института при МГУ Михаил Кузнецов, с которым мы поговорили об уровне знаний астрономии российских школьников, проблемах в системе образования и попытались разобраться, в чем же секрет успеха его учеников.
— Михаил, расскажите, как Вам на протяжении многих лет регулярно удается добиваться таких результатов на международных олимпиадах?
— Для начала нужно несколько слов сказать о системе отбора. Он достаточно серьезный. Сначала школьный этап олимпиады, где выбираются лучшие на городской этап. С городского — на областной, затем на всероссийский. После всероссийского этапа, в котором бывает 40–50 победителей и призеров, ребята приглашаются на специальные сборы, где отбирается команда из пяти человек. Причем, пять человек — это всего, и старшая и младшая группа.
И, вот, уже который год, наши ребята попадают в число лучших школьников страны. Пройти такой многоступенчатый отбор и войти в команду — это, конечно, очень большое достижение.
Есть несколько факторов, которые влияют на успешную подготовку. Во-первых, у ребят есть увлечение, которое они развивают, и я всячески это поддерживаю. Им интересен космос, астрономия. И все, в чем только можно, мы участвуем. Мы участвовали в инженерных играх по запуску виртуальных космических кораблей «Орбита», в специализированных региональных астрономических конференциях, ездим в планетарий, в обсерватории, участвуем еще в двух внесистемных олимпиадах — старейшей в мире Московской астрономической олимпиаде и Санкт-Петербургской астрономической олимпиаде. Там наши школьники тоже достаточно успешно выступают. Эти олимпиады хороши тем, что показывают уровень всех остальных школьников, есть возможность встретиться с конкурентами.
Ну и, конечно же, подготовка: ребята много читают, занимаются. Даже сейчас, когда Вы к нам пришли, кто-то решал задания прошлых городских олимпиад, кто-то из младших ребят смотрел фильм по астрономии.
Кроме того, в рамках нашего кружка уже пятый год проводится турнир «Астрономическое первенство», где каждый школьник обязан провести этап. То есть, придумать задачи, и, как ведущий, провести и оценить такую игру на 2,5–3 часа. Там достаточно сложные правила, которые они сами устанавливали, согласовывали. Сделано это было старшими, уже выпустившимися кружковцами. Такие первенства проходят в среднем раз в месяц, по этапу, и вот так, на протяжении всего года, имея уже большой опыт составления и решения задач, мы готовимся к апрельской Всероссийской олимпиаде.
Более того, один из наших старших кружковцев, Алексей Шепелев, которому помогали выпускники из Московской областной команды, сделал задачник, который мы планируем издать. Это серьезная методическая книга с задачами и решениями на 360 страниц. По уровню многие задачи сравнимы с задачами международных олимпиад.
Хотелось бы, конечно, делать еще больше мероприятий, но на это уже просто физически не хватает сил.
— Насколько я знаю, те ребята, которые побеждают в олимпиадах по астрономии, прекрасно показывают себя и в олимпиадах по другим предметам…
— Мы как-то прикидывали: примерно 30% муниципальных мест по всем предметам — это ребята из нашего кружка. Если не больше. Так что это достаточно разносторонние школьники. Я в них поддерживаю любой интерес, если он есть. И они всячески развиваются, в первую очередь, через космическое направление, становятся достаточно успешными. Не всем, конечно, удается достичь слишком высоких результатов, но всегда есть такие люди, которые «выстреливают». И они, что важно, очень друг друга поддерживают, старшие помогают младшим, у нас так принято. Кружковая работа, в общем-то, такой и должна быть. Это если не замена, то некое подобие пионерской организации. Более того, когда они становятся в роль педагога, они сами по-другому переваривают предмет, у них в голове формируется некий порядок. И, что тоже очень важно, они начинают иначе относиться к своим учителям и, соответственно, к предметам: чувствуют, что люди хотят им что-то рассказать, помочь, и это, в конечном итоге, влияет на то, как они учатся.
— Вы упомянули, что ребята много ездят и видят общий российский уровень. Хочется понять, это уровень знаний по астрономии в стране такой низкий, или наши ребята настолько хороши, что регулярно оказываются в числе победителей престижных олимпиад?
— Здесь два фактора. Предмет «Астрономия» убрали из школ в 2003-м году, тогда же полностью уничтожили систему подготовку педагогических кадров. Сегодня то же самое происходит с физиками: их объединяют в одну кафедру с математиками и информатиками. Естественно, качество подготовки страдает, что, в конечном итоге, приведет к падению уровня физики, а, затем, и математики, поскольку все это взаимосвязано. Астрономия живет на стыке этих двух наук, поскольку и физика, и математика там используются. Есть, конечно, нюансы, но наши ребята всегда хорошо знают и физику, и математику. Они вынуждены их знать, чтобы решать задачи. Так вот, в стране фактически остались отдельные педагоги, большинство из которых уже в серьезном возрасте, и научные школы, где ребят готовят по специальности «Астрономия». А таких всего четыре: В Казани, Санкт-Петербурге, Москве, ну и еще, может быть, в Иркутске. Очень помогают астроклубы, объединения любителей астрономии, но, естественно, напрямую с детьми они не занимаются, это не входит в их задачи.
Получается, что в стране, где раньше было 18 кафедр, которые готовили педагогов физиков-астрономов, от астрономии остался некий скелет. Естественно, что на этом уровне произошло колоссальное падение астрономических знаний. И мы сегодня можем убедиться, насколько смешно и трагично это выглядит. Когда страна, которая запустила первый спутник, стала основоположником современной космонавтики, не имеет ни инженеров, ни грамотных людей, связанных с этой дисциплиной и с этим разделом. А, как я уже много раз говорил, освоение космоса с коммерческой точки зрения сейчас главная стратегическая задача для любого государства. И то государство, которое первое это сделает, обеспечит себе лидерство на многие десятилетия, если не столетия вперед. Те дети, которые сейчас этим будут заниматься, пойдут в эту отрасль, — а в своих школьниках я уверен, они станут ведущими инженерами, учеными, коммерсантами от космоса, — будут двигать это дело вперед. Часть моих выпускников поступили в астрономические институты: кто в Санкт-Петербург, кто в Москву.
— Они хотят связать свою жизнь именно с наукой?
— Да, они целенаправленно пошли в науку. Ребята хорошо учатся, стараются развиваться.
И, главное, как я изначально и планировал, этот процесс стал зацикленным. Надеюсь, что и на следующих олимпиадах мы хорошо выступим. Но, несмотря на все успехи, о которых я рассказал, еще есть над чем работать.
— А мечта есть какая-то? Есть еще что выигрывать?
— Мы можем обеспечить треть всех мест на Всероссийской олимпиаде. Но это, конечно, пока далекие планы.
— Правильно ли я понимаю, что прошедшая олимпиада в Казани — одна из самых престижных в мире?
— Международных олимпиад существует всего семь, одна из них — по астрономии, поддерживаемая Международным астрономическим союзом. Есть еще олимпиада по астрономии и астрофизике, но для наших школьников она гораздо труднее. Дело в том, что если в международной астрономической олимпиаде задания делятся на старшую и младшую группу, поскольку она родом из Советского союза и рассчитана на нашу систему, а, значит, более либеральна к нашим ребятам, то в олимпиаде по астрономии и астрофизике, где больше физических задач, нет деления на возраст. А во многих странах учатся по 12 и даже 13 лет, и многие их школьники гораздо старше наших детей. Но, несмотря на это, в этом году мы привезли оттуда первое в истории России «золото», это очень серьезный результат. Школьник из Саранска, который его завоевал, конечно, совершенно выдающийся, замечательный парень. Он за свои золотые медали получил уже две государственные награды.
— Можно с каждым годом завоевывать все больше призовых мест, но есть ли олимпиады выше статусом, где нам можно было бы показать себя?
— В Солнечной системе пока больше нет других государств, так что — увы (смеется).
Но мы идем по другому пути. В этом году организовали первую выездную экспедицию в горы Адыгеи для наблюдения космоса, возили наш большой телескоп. Я когда-то сам, будучи московским кружковцем, ездил в эти места. Привезли оттуда фотографий на 250 гигабайт.
Ездили на максимум метеорных потоков, августовский звездопад, который в этом году совпал с отсутствием Луны. Не все, к сожалению, смогли, потому что ездили за свой счет, но все-таки выехать удалось.
Так что большое внимание стараемся уделять именно наблюдениям. В нашей местности в связи с погодой и засветкой, с этим, правда, очень плохо. Надеемся на работу с планетарием, который нам обещали. Речь, конечно, не о большом стационарном планетарии, а о надувном. Но, тем не менее, если он у нас появится, то это уже очень серьезная помощь.
Хотя, конечно, лучше всего — больше интересной работы с настоящим звездным небом. И, конечно, больше ребят. Сейчас у нас в кружке занимаются учащиеся из гимназии № 1, 14-го лицея, из 13 и 15-й школ, даже из Раменского приезжают. Всего порядка 50 человек.
— Понятно, что ребята у нас очень талантливые и трудолюбивые. Но без грамотной педагогической работы таких результатов вряд ли удалось бы добиться. Раскройте секрет, у Вас есть какая-то особая программа?
— Астрономия — это мой профессиональный род деятельности, поэтому я хорошо знаю то, о чем мы с ними разговариваем. У меня есть собственная обсерватория, которую мы тоже используем, наблюдаем на ней. Делаем выезды, что, конечно, требует довольно серьезных усилий, отнимает у меня семейное время, и т. д. На энтузиазме очень помогают выпускники. Эта система, конечно, строилась во многом на интуитивных вещах, но сегодня программа, безусловно, есть.

Проголосовать за эту статью: