№ 144 от 02 марта 2016 На главную
Кино вопреки

Хотите победить врага, воспитайте его детей.
(Китайская мудрость)

Президент страны Владимир Путин 7 октября 2015 года подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года российского кино». Указ краткий, всего четыре пункта, но лично для нас, кинозрителей, интересен пункт 3-й: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года российского кино». Так что, уважаемые читатели, я лично питаю надежду увидеть на экранах кинотеатров наши российские художественные, научно-популярные, документальные и мультипликационные фильмы, предназначенные для зрителей самых разных возрастов.
В доперестроечное время на первом месте был кинопрокат отечественных фильмов, а уж потом зарубежных. Сегодня всё — наоборот. И ответ прост, как советские три копейки: существовала государственная политика в области киноискусства, как и в других областях литературы и искусства. За этим строго следили первые лица государства.
В кино видели один из самых главных массовых инструментов агитации и пропаганды в жизни новой России, и поэтому 27 августа 1919 года был подписан декрет о национализации кинодела в Советской России. Этот день стал отмечаться как День кино — ныне День российского кино. С первых лет советской власти до 1931 года на экранах страны и нашего города властвовал «великий немой». Так называлось немое кино, т. к. не было оборудования для записи звука на киноплёнку. Пример тому фильм «Броненосец «Потёмкин». Первый звуковой фильм вышел на экраны в 1931 году и назывался «Путёвка в жизнь». Фильм о том, как страна перевоспитывала сотни тысяч детей, оказавшихся на улице по разным причинам и, как правило, попадавших под влияние криминальных структур того времени. Из воров, бандитов эти дети становились активными тружениками великих строек новой страны. Этот фильм актуален и сегодня, особенно для молодёжи.
В 1934 году появляется на экранах музыкальная комедия «Весёлые ребята» с участием Любови Орловой и Леонида Утесова, а в 1938 году -«Александр Невский» с Николаем Черкасовым в главной роли. Перед самой войной 1941—1945 гг. выходит картина «Сердца четырёх», а во время войны народ, после изнурительного труда во имя победы, смотрит фильмы «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Два бойца» и «В шесть часов вечера после войны».
Пришла Великая Победа. Настаёт новый тяжёлый этап — восстановление народного хозяйства. Трудятся и работники кинематографа. На экранах кинотеатров появляются музыкальная комедия «Кубанские казаки» (1949 год), «Укротительница тигров» (1954 год), «Верные друзья» (1954 год). В 1958 году фильм режиссёра Михаила Калатозова по сценарию Виктора Розова «Летят журавли» стал первым и единственным в истории советским фильмом, удостоенным одной из наиболее престижных кинопремий мира — «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
Советский кинематограф, периода хрущевской «оттепели», остался в памяти моих сверстников фильмами «Карнавальная ночь» (1956 г.) Эльдара Рязанова — первый фильм новой эпохи, Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице». Проблема послевоенного поколения — в фильмах «Застава Ильича», «Июльский дождь». Актерское мастерство — В.Шукшин («Калина красная», 1974 г.). Тема войны — в фильмах 60-70-х гг. («Иваново детство» А. Тарковского, «Двадцать дней без войны» А. Германа), Элена Климова «Иди и смотри» (1985 г.). Все эти фильмы и сейчас дороги российскому кинозрителю. В 1962 году советский фильм впервые был удостоен главного приза «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. Этой картиной стала работа молодого режиссёра Андрея Тарковского «Иваново детство». Второй раз «Золотой лев» советский фильм получил лишь на самом закате существования страны — в 1991 году приза была удостоена картина Никиты Михалкова «Урга — территория любви».
Советские фильмы неоднократно выдвигались на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Победу одержали три картины: «Война и мир» режиссёра Сергея Бондарчука (1968 г.), советско-японский фильм «Дерсу-Узала» режиссёра Акиры Куросавы (1975 г.) и фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1981 г.). Можно также отметить режиссёра Станислава Ростоцкого: его картины дважды номинировались на «Оскар» («А зори здесь тихие…» в 1972 году и «Белый Бим Чёрное ухо» в 1978 году). В 1943 году фильм «Разгром немецких войск под Москвой» наряду с тремя другими картинами был удостоен премии «Оскар» за лучший документальный фильм.
Какой широкий спектр кинофильмов! А какие песни, какая музыка, какие режиссёры и артисты! Эти фильмы несли заряд бодрости и веры в лучшие человеческие идеалы: любовь, дружбу, взаимовыручку, дружбу между народами разных национальностей великой страны.
Несколько слов о кинотеатрах того времени на примере нашего любимого города Раменское. До войны в городе было три кинотеатра: «КИМ» (коммунистический интернационал молодёжи), «Клуб им. Воровского» и «Летний» в городском парке. Он работал с 1 мая по сентябрь. Кинотеатр «КИМ» располагался на территории, на которой сегодня расположена городская музыкальная школа. В 1939 году «КИМ» был снесён. Детские сеансы начинались в 10–00 и 12–00 часов, взрослые — в 19–00 и 21–00 часов. После войны появился клуб «Победа» при заводе «РПЗ», и начался показ кинофильмов в зале Дома пионеров, который размещался в здании школы № 4, а также появились автобусы-кинопередвижки. Расписание сеансов осталось прежним. В «Клубе им. Воровского» и в клубе «Победа» одновременно с началом последнего вечернего сеанса в фойе начинался танцевальный вечер до 23–00 час. После войны — духовой оркестр, а в начале 60-х годов появился и эстрадный оркестр. Все музыканты были наши, раменские, включая испанца Томаса, который играл на корнете. Репертуар кинофильмов был весьма разнообразен, как для детей, так и для взрослых. Наш земляк, Юрий Павлович Филиппов, работал киномехаником в летнем кинотеатре и в городском парке. Он живой свидетель репертуара того времени. Дошкольники наслаждались сказками: «Василиса Прекрасная», «Кощей бессмертный», пионеры с удовольствием смотрели «Тимур и его команда», «Кортик», ребята постарше — «Чапаев», «Григорий Котовский», «Падение Берлина»…
Наши родители с удовольствием ходили смотреть фильмы, снятые по произведениям наших классиков: «Тихий Дон», «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир».
Мы с удовольствием смотрели и зарубежные фильмы. Американские — «Тарзан» в четырёх сериях, «Сестра его дворецкого», «Серенада солнечной долины», «Золото Маккены». Французские — «Фанфан-Тюльпан», «Красное и чёрное», «Собор парижской Богоматери». Итальянские — «Утраченные грёзы», «Ночи Кабирии», «Молодой Карузо», «Под небом Сицилии».
А сегодня, что мы имеем? На стотысячный город один частный кинозал — «Юбилейный», хотя и «Клуб им. Воровского», и ДК «Орбита» при желании могли бы показывать кинофильмы. Если посмотреть репертуар кинозала за последние два — три года, то 90% фильмов — американские. Не лучше обстоят дела и в стотысячном наукограде Жуковский. Работает только кинотеатр «Люксор», а кинозал «Взлёт» пока на ремонте. Насколько я помню, там и до ремонта не шёл прокат российских фильмов. С репертуаром аналогичная картина. Можете посмотреть в интернете.
В День защитника Отечества я надеялся увидеть в «Юбилейном» фильмы, посвящённые героизму и памяти российских воинов. Увы! Мои ожидания не оправдались. Так как же наше государство сегодня планирует воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения? То, что показывают в частных кинозалах и кинотеатрах, не является основой для воспитания молодого патриота. Пришла пора об этом серьёзно подумать Президенту и Правительству России. Одно поколение уже выросло с другими личными и общественными идеалами. Может, стоит вернуться к опыту прошлого века в истории нашей страны? Все же прав был Владимир Ленин, когда говорил: «Для нас важнейшим из искусств является кино». Но сегодня мы забыли об этом: голливудское кино, заполонившее экраны кинотеатров, может воспитать только убийц и насильников. И мы даем им такую возможность. Я думаю, что пора поставить под контроль депутатского корпуса репертуар городских кинотеатров, установить квоту на показ иностранных лент. И тогда у нас появится важный инструмент подлинного патриотического воспитания молодежи.
С уважением, кинозритель Михаил Барков
От редакции:
Наш читатель Михаил Барков поднял очень важную тему, и мы приглашаем всех наших читателей к обсуждению поднятых в письме проблем и предложений.

Проголосовать за эту статью: