№ 148 от 03 мая 2016 На главную
Разговор народа с властью: Ты не слышишь меня, я не слышу тебя...

Народ и власть — вечная тема! Их взаимоотношения и являются двигателем социального прогресса, застоя или регресса. Ясно, что цели властей в Российской Федерации расходятся с интересами основной массы народа. Сегодня, когда до выборов в сентябре 2016 года остается менее 150 дней, неплохо бы власти прислушаться к мнению 90% граждан.

Образование из подворотни

Кто может усомниться в том, что будущее страны зависит от того, какая сегодня молодёжь? А хорошо ли мы её воспитали? В хорошие ли руки попадёт мир будущего после нас? Такие вопросы мучают многие поколения людей. И если даже следовать высказыванию мадам де Сталь о том, что «во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы», то есть ли надежда, что они со временем обрусеют и станут такими, какими бы нам хотелось.
Иногда полезно читать объявления, появляющиеся на стенах и заборах. Среди всякого разного мусора, типа «куплю» или «ищу помощника с зарплатой 90 тысяч рублей», появляются прелюбопытные предложения. Например: «Готовлю к ЕГЭ». Или просто «Репетиторы по всем предметам». Есть и специальная школа в Жуковском и Раменском, которая занимается подобного рода деятельностью, разумеется, за определенную плату. И подобных школ по стране великое множество. Как там занимаются? Я полюбопытствовал, спросил одного юнца, другого. Оказывается, существуют школы с домашним обучением. Посещения два раза в неделю, дорогу в обыкновенную школу эти ученики забыли. Самое главное — это подготовить к сдаче ЕГЭ, по словам этого педагога, по договоренности это можно сделать в любой школе.
Что-то, очевидно, не так пошло в нашем образовании, если стали плодиться такие заведения в подворотнях? О жизни в настоящей школе можно сделать вывод по репортажу с родительского собрания в одном из учебных заведений в Подмосковье, сайт под названием «Мел» выставил это событие в интернете. Его подхватили и распространили в соцсетях. Ужас берет от такого собрания, от такой школы.
Первой на этом сборе обратилась к родителям учительница математики: «Уважаемые родители! Мы стоим на пороге серьезного, даже страшного события: нашим детям в этом году предстоит сдача ОГЭ. Скажу вам сразу, не представляю, как многие справятся с этим испытанием». Для непосвященных, ОГЭ — это экзамен, который ввели недавно, чтобы не было скучно девятиклассникам.
На помощь математичке приходит учительница русского языка: «Будем откровенны, сегодняшнюю программу тянут не все. Уже в седьмом классе понятно, кому поступать в институт, кому мести дворы и торговать помидорами».
В доказательство учительница математики достает тетради, листает их. Пересчитывает двойки, их очень много. Учительница русского языка тетради не принесла, но зато предъявляет список тех, кто не вытянет, по её мнению, экзамен без репетиторов, набралось фамилий двадцать. Оказывается, в школе уже есть организация, которая объединяет таких спасителей. Ведущие собрание предлагают родителям воспользоваться за деньги такой помощью.
Школа в этом репортаже не названа, нет фамилий учителей, можно, конечно, сомневаться в его правдивости, но множество комментариев на этот материал говорит, что все это недалеко от правд. Вот только два из них:
— Многие и после вузов торгуют помидорами. Сейчас школа выполняет только одну функцию: ребенок адаптируется к недружелюбному внешнему миру. Современная система образования направлена не на практическое применение знаний в жизни, а только на успешную сдачу экзаменов по ЕГЭ.
— Детей учат ненавидеть школу. Послушать некоторых учителей, дети приходят недоразвитые, от учителей, мол, ничего не зависит.
Школа в современной России превратилась в какое-то зло, как её любить, если многим здесь говорят, что ты нищий и перспективы в жизни у тебя нет. В одной из школ Саратова, в школах города Елабуги, Татарстана и двух районах Бурятии во время обеда отсадили за отдельные столы детей из семей малоимущих, которые не сумели доплатить за полноценный обед. У этих, недостойных, суп оказался, по сравнению с другими столами, жидкий и мяса в нем нет. Разве это не издевательство над детскими душами, не раскол общества в самом зачатке?
Чехарда с учебниками и прочие реформы российской школы в последние годы привели к заметному, даже для обывателя, снижению уровня образования. В итоге нынешние выпускники, несмотря на то что они на целый год больше учатся, чем в советское время, покидают школу со знаниями советского шестиклассника. В этих зданиях, с охраной у входа, отучают детей думать, они ищут готовые решения, работают по шаблонам, по образцам. Подобным образом детишки дошкольного возраста собирают из пазлов свои машинки. Не подошла одна деталь, ищут другую.
По словам первокурсников одного из институтов, последние три года в школе они не читали книг, не писали диктантов, сочинений. Лишь тренировались вставлять в текстах пропущенные буквы и ставили галочки. Появилась функциональная неграмотность — неумение понять прочитанный текст средней сложности. Отдельные слова выпускники школ понимают, а смысл предложения в целом не могут сразу уловить.
Что можно требовать от этих ребят, если один из главных реформаторов нашего образования бывший министр образования А. Фурсенко заявил: «Главный порок советской школы заключается в том, что она стремилась воспитать человека — творца, задачей же школы РФ является подготовка квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими».
Мы удивляемся, что у нас в стране мало инноваций, изобретений. Откуда им взяться, если вверху окопались такие стратеги, которые пытаются превратить народ в рабочий скот, чтобы он меньше думал и больше работал. Кто формирует сознание молодежи и воспитывает детей, тот контролирует будущее страны. Чем ниже образованность людей, тем легче ими манипулировать. Власть хочет перевести сознание людей с понятия «я знаю» в понятие «я верю». Из школ фактически ушло воспитание. Раньше детей воспитывали в духе товарищеской поддержки, социальной активности, это было советское гражданское общество. Тогда и представить не могли, что можно заснять избиение одноклассника и публично хвастаться этим.
Ещё недавно учителя казались недосягаемыми личностями, строгими, мудрыми. У них был главный талант — отдавать всего себя детям. Сейчас и представить себе невозможно, чтобы педагог, как раньше, не требуя за это оплату, оставил после занятий ученика и проводил с ним дополнительные уроки. Вместо занятий с детьми учителей заставляют теперь тратить время на бумажные отчеты. Сделал шаг — запиши. Это учителям совершенно не нужно, но нужно начальству. Работа педагога оценивается не по конкретной работе с детьми, а по представленным отчетам, бумажкам.
Превратили школу в бюрократическую машину. Столкнули педагога с божественного пьедестала. Он превратился в обыкновенного продавца уцененного товара. Власть все время старается удешевить этот товар, чтобы уменьшить расходы на образование, на зарплаты учителей. Образованию достается из общих трат в последнюю очередь.
При таком раскладе не удивительно, что падает уровень образования. В семьях, в которых имеется некоторый достаток, задумались над тем, зачем детям отсиживать целые дни за партами, а в выходные идти доучиваться к репетиторам? И стали определять своих отпрысков в школы в подворотнях. Главное теперь не образование, а ЕГЭ, а в этой подворотне стараются его обеспечить.
В сельской местности таких подворотней нет, население здесь на порядок беднее, во многих селах ликвидировали школы, и теперь дети, как партизаны, пробираются лесными тропами к дому знаний из дальних деревень.
На содержание небольшой сельской школы уходит примерно 5 миллионов рублей в год. Чтобы купить автобус, построить дорогу, нанять водителя, закупить бензин, нужно намного больше. А если учесть, что после закрытия школы все семьи с детьми уезжают и работать в селе некому, то ущерб получается несравненно выше. Как показала прошлогодняя проверка Счетной палаты России, оптимизация в сфере образования в селах Вологодской области дала отрицательный эффект: расходы не уменьшились, а увеличились. Также обстоит дело и в других областях. Опять наши стратеги просчитались.
Сокращение средств на образование присутствует во всех регионах, отыгрываются сейчас в основном за счет стимулирующих доплат. Нормативно эти надбавки должны быть не меньше 30 процентов от фонда заработной платы, а сейчас их уменьшают до 10–15 процентов, а то и вовсе прекращают платить. Примеров тому «вагон и маленькая тележка».
Наше правительство состоит сплошь из реформаторов, каждый день появляются новые законы, положения. И вот, вместо увеличения зарплаты учителям, предлагают идею создать в педагогических рядах должности: помощника учителя, учителя, старшего учителя, учителя-наставника. Это якобы позволит обеспечить педагогам не только профессиональный, но и карьерный рост. Таким способом пытаются отвлечь педагогическую братию от борьбы за зарплату. Весь пыл они будут тратить на борьбу за должности. Пляши теперь перед директором, и он вместо просто учителя присвоит тебе звание — старший учитель.
Сегодня чиновники отгородились от людей кабинетами, помощниками, пресс-секретарями. Их равнодушие к нуждам людей объясняется тем, что в России они — особая каста, которая часто обслуживает не страну, а самих себя, свои собственные интересы.
Чтобы быть услышанными властью, чтобы открыть «дверь стеклянную», из-за которой народ и власть не слышат друг друга, нужно «всего ничего» — иметь пользующуюся доверием партию, истинно народную, партию социальной справедливости, для реализации чаяний народных не только на международной арене, но и во внутренней жизни России. Без этого России не выжить.
А пока между народом и властью — «между нами дверь стеклянная, между нами тишина»! Но надолго ли тишина установилась, вот в чём вопрос!
А.Макарский

Проголосовать за эту статью: