№ 155 от 15 августа 2016 На главную
Августовский педсовет. Накануне Дня знаний.

Уважаемые учителя и работники образования!
Хотел написать «народного», но рука дрогнула. Скажите: «Можно ли образование в сегодняшнем виде назвать «народным»? А если нет, то каким? Я, честное слово, не понимаю, зачем на проведение Единого государственного экзамена тратят миллиарды бюджетных денег.
А что в итоге? Как утверждают исследователи Ольстерского университета, россияне занимают 17-е место по «уму». Лично мне обидно, но, к сожалению, кажется, что они правы. Уровень умственного развития юношей и девушек в России продолжает снижаться.
Организация Объединенных Наций периодически предоставляет обществу так называемый Индекс развития человеческого потенциала. Документ содержит три ключевых индекса, среди которых и индекс уровня образования. Это ключевой показатель благосостояния общества во всем мире. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни. Существенный показатель — уровень грамотности взрослого населения. Посмотрим на рейтинг стран по уровню образования в 2015 году.
На первом месте — Соединенные Штаты Америки, на втором месте — Швейцария, на третьем — Дания и на четвертом бывшая губерния царской России — Финляндия. А России в 10 лучших стран по уровню образования не нашлось места. Информация к размышлению — большинство стран, где продвинутая система образования, последние 10 лет не предоставляют информацию в организацию ЮНЕСКО относительно уровня грамотности собственного населения. Значит, не все так гладко и ладно.
Если рассматривать только область среднего образования, здесь лидирующие позиции занимают: Великобритания, Финляндия, Швейцария, Канада, Нидерланды. И опять мы, что называется, в пролете. Среднее образование высокого уровня получают британцы. Это общепризнанный факт. Не знаю, как это влияет на качество образования, но директора английских средних учебных заведений получают зарплату на уровне топ-менеджеров британских компаний. Учителя не могут заниматься никакой подработкой в стране. За границей туманного Альбиона — пожалуйста! Финляндия — серебряный призер. Среднее образование в этой стране, образовательная система в целом построены на принципах школы СССР. Умелое совмещение теории и практики, высокая квалификация преподавательского состава дали свой результат — среднее образование Финляндии на второй позиции мирового рейтинга. А мы живем по принципу: что имеем — не храним, потеряем — плачем. В системе высшего образования первые места занимают 5 наиболее благополучных стран мира. Там, где есть ресурсы на образование, где реально нуждаются в специалистах высокого класса, денег на учёбу не жалеют. Поэтому вновь первая строчка остаётся за Великобританией. Далее по убыванию — Германия, США, Австралия, Швеция. Мы опять находимся в стороне. Перед вами, уважаемый читатель, предпочтительные страны по направлениям образования. Для тех, кто хочет получить техническое образование: Китай, Германия, Сингапур, Швеция, Гонконг. Экономическое: США, Великобритания, Германия, Швейцария. Гуманитарное: Италия, Испания, Великобритания, Франция. Юридическое: Британия, США, Германия, Австралия, Швейцария. Медицинское: Израиль, Швейцария, Германия, США, Чехия. Не знаю, как вам, а мне за державу обидно!
Учить дешево и плохо или дорого и хорошо?
Некоторые европейские страны готовы обучать иностранцев и своих граждан если не бесплатно, то за цену чисто символическую. Например, обучение в Германии обойдётся среднестатистическому студенту примерно в €500 за год. Однако если студент-иностранец, дополнительно на проживание в стране обучения придётся потратить более внушительную сумму. Но даже при таком раскладе немецкое образование обещает студентам расходы в 10 раз меньше, чем в Австралии, и в 5 раз меньше, чем в России. Реально бесплатными для обучения на сегодняшний день остаются только две страны: Финляндия и Аргентина. В России стоимость образования достигает 3150 долларов в год. Теперь сравним российское образование и зарубежное. В России основной упор делается на изучение теоретической части, на Западе акцент делается на получении навыков в практической области. У нас существует низкий уровень инфраструктуры и комфорта студентов. Западные вузы отличаются высоким уровнем комфорта для студента. Если в России абитуриентов зачисляют по результатам ЕГЭ, то в заграничные вузы зачисление абитуриентов осуществляется по результатам экзамена или на основании среднего балла аттестата.
В российских средствах массовой информации время от времени появляются сведения о закрытии того или иного вуза. В частности, в Раменском долгое время работал филиал Современной гуманитарной академии, успевший даже присвоить звание почетного профессора отдельным районным руководителям. Таких фирм «Рога и копыта» не перечесть. Но есть проблема: на образовательном «фронте» возник целый бизнес по перекупке студентов. Все очень просто — закрылся вуз, а студентов, как рабов, перепродают в такой же вуз. И какое это образование?
В результате образование превращается в профанацию, и потому Министерство образования и науки «засекретило» основные показатели итогов Единого госэкзамена. Зайдите на сайт Регионального центра обработки информации Московской области. Все данные находятся в ограниченном доступе, как будто они содержат сверхсекретную информацию. Даже орган, наблюдающий за соблюдением законодательства в области образования, предписал выложить данные о рейтинге школ по результатам ЕГЭ в открытый доступ, чтобы родители и ученики могли выбрать такую школу, которая обеспечит учащимся достойные знания.

    • На вопрос: «Что легче всего на свете?», — философ грек ответил: «Давать совет другим». Дмитрий Анатольевич в очередной раз «отлил в граните», посоветовав педагогам идти в бизнес. У нас уже сегодня профессия «учитель» становится редкостью, прерывается связь времен, лучшие традиции «народных» учителей стираются из истории российского образования. Не дайте обмануть себя, не уподобляйтесь Иванам «не помнящим родства», советский учитель выиграл Великую Отечественную войну. Я уверен — российские учителя сумеют преодолеть все трудности.

    В. Амылин

Проголосовать за эту статью: