№ 156 от 01 сентября 2016 | На главную |
О том, что может и должно измениться, о роли учителя и о своей школе накануне 1 сентября рассказал лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, один из самых активных критиков образовательных реформ последних лет.
— Сергей Михайлович, Вы добивались отставки Ливанова много лет. Какой была Ваша первая реакция на это?
— Через пять минут после того, как увидел бегущую строку на канале «Россия 24», я выложил в «Твиттер» сообщение: «Свершилось! Вредитель образования Ливанов отправлен в отставку! Новый министр, надеюсь, не повторит его ошибок». Помню это наизусть. Да, я лично, моя партия добивались отставки Ливанова, делали это публично, критиковали его персонально, будучи убежденными, что он нанес очень большой вред российской системе образования. И науке — я имею в виду реформирование РАН. Новый министр — педагог по образованию, знает ситуацию изнутри. Надеюсь, она начнет менять ситуацию.
— Новый министр Ольга Васильева уже высказалась насчет ЕГЭ, против которого вы выступали и при Ливанове, и ранее, при Фурсенко: отменять его никто не собирается, разве что реформировать.
— Ну кто бы сомневался! Однако вода камень точит. Я
— А что Вы предлагаете сделать с ЕГЭ?
— Отменить и вернуться к классической, прежней системе образования, ставшей одной из лучших в мире. Кстати, это одно из требований нашей акции, обращенной к правительству, «Делай или уходи!» — вернуть доступное и бесплатное образование. За время ЕГЭ наших детей отучили думать — их годами натаскивали на сдачу «угадаек». И все же мы видим: ЕГЭ постепенно меняют. Да потому что уже нельзя не замечать упавший уровень подготовки выпускников школ! Что нам всем говорили сначала? Что единый экзамен поможет оценить уровень школы, убрать коррупцию, сосредоточиться детям на ключевых предметах
— Опять перемены? Свежий опрос ВЦИОМа показал, что, по мнению 7% россиян, учителям мешают работать именно частые реформы.
— Если реформой будет освобождение учителей от отчетности, уверен, им это только поможет. У меня сын перешел в
— Но благодаря ЕГЭ детям из регионов действительно стало проще поступать в столичные вузы. Не будет его — значит,
— Вот разумная альтернатива. В каждом областном городе из преподавателей местных вузов формируется комиссия по конкретным предметам. Она собирается по необходимости и принимает у любого желающего экзамены только по одному предмету — устно или письменно. Задача этой комиссии — просто оценить готовность к получению высшего образования, а куда уж я понесу результат, знаю только я. Допустим, я живу в Магадане, а хочу в
— А что в этом плохого? Раньше так же было — подавали документы в 2–3 профильных вуза сразу.
— Плохо то, что для 90% выпускников школы все равно, где учиться, лишь бы на бюджетном месте. Я мечтал быть геологом и ни в какой другой институт, кроме Ленинградского горного, никогда бы не пошел. Поступил с первого раза. Когда пришел из армии, даже среднего образования не имел — учился сначала в вечерней школе. Сейчас тоже есть молодые люди, которые не хотят
— У Вас активная позиция против укрупнения и ликвидации вузов. Но ведь некоторые непонятно зачем существуют, там даже за деньги не учат ничему.
— Помню, как МГРИ (
— Вы горячий критик и Болонского процесса. Почему?
— Не просто критик, принципиальный противник. Ну какой
— Пусть доучится до магистра и будет «кто». В чем проблема?
— У нас в Конституции записано, что каждый гражданин РФ бесплатно может получить высшее образование. Замечательно, правда? Сейчас вы приходите в вуз после школы, рассчитывая на бюджетное место. По вашей специальности четыре группы бюджета и одна платная. Вы получаете диплом бакалавра и хотите учиться дальше. Но дальше — зеркальная картина: одна группа магистратуры — бюджетная, четыре — платные. Не мытьем, так катаньем людей заставляют платить, потому что большинству
— У вас большая почта, в ней есть письма учителей?
— Конечно.
— О чем пишут?
— Пишут, что ради средней зарплаты приходится выполнять двойную нагрузку. Старая гвардия пишет, что уже 10 лет должна быть на пенсии, но не уйти, потому что больше конкретный предмет некому преподавать — молодежи нет. Представьте выпускника пединститута: если он будет работать на ставку, получит 12,5 тысячи рублей в месяц. А это молодой человек, которому нужно не только есть, но еще и одеваться. Чтобы получать 35 тысяч, он должен забыть, что он молодой, и сутками заполнять циркуляры. Полгода — год он, идейный такой, помыкается, и все — до свидания, я пошел. Но так быть не должно! И, в том числе, поэтому наша партия говорит, обращаясь к премьеру: «Делай или уходи!»