№ 156 от 01 сентября 2016 | На главную |
«Я продукт собственного производства.»
Товарищ Хуан Цян, переводчик,
Рядом с государственной границей Китая мне приходилось бывать несколько раз, но перейти её не представлялось возможным. А очень хотелось посмотреть изнутри, что делается в Поднебесной сегодня, в начале ХХI века. И моя мечта сбылась благодаря моему монгольскому другу, Довчину Нямаа, с которым я знаком уже 25 лет. В качестве старшего эксперта компании «НОКО Co.,Ltd.», возглавляемой Д.Нямаа, я и научный консультант компании
В первый день, сразу после прибытия в Пекин (продолжительность прямого рейса 6 ч. 45 мин.), нас ожидал сюрприз. Встречавший нас в аэропорту Д.Нямаа сообщает нам, что переговоры с китайскими фирмами начнутся завтра, а сегодня мы поедем смотреть Великую Китайскую стену. Не заезжая в Пекин, мы выехали на китайском «Мерседесе» по ровному, как аэродромная полоса, шоссе в предместье Бадалин, где Великая Китайская стена наиболее близко проходит от столицы (в столице Португалии Лиссабоне 7 июля 2007 года были названы новые 7 чудес света, в которые и вошёл этот древний памятник архитектуры Китая). Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Несмотря на жару и высокую влажность, тысячи китайцев вместе с иностранными гостями ежедневно приезжают сюда с одной целью — прикоснуться, пройтись и поклониться великому творению своих предков, а после с чувством гордости вернуться в повседневную достойную жизнь. С места прибытия мы на фуникулёре резко поднимаемся вверх, до начала маршрута по этому чуду света. Прогулка по этому инженерному сооружению требует физических сил и терпения, но и стар и млад стараются подняться повыше, до промежуточной сторожевой башни. В отдельных местах угол подъёма доходит до 35 градусов не по ступенькам, а по пандусу. Наблюдаю такую сцену:
Длина стены точно не определена. По одним предположениям, свыше 6 тысяч км, по другим — около 21 тысячи км («Википедия»). Высота стен 6 метров, а с зубцами, как на кремлёвской стене, 9 метров. Ширина у основания 6,5 метра, а по гребню 5,5 метра. Начало строительства этого уникального сооружения — III век до нашей эры. В настоящее время отреставрирован небольшой участок, расположенный вблизи Пекина. И
Экскурсия подошла к концу, и мы покатили по хайвею в Пекин. В процессе движения из окна авто мы не увидели ни одного разрушенного или брошенного строения, как это бывает у нас. Мы видели китайские грузовые машины различной грузоподъёмности, туристические автобусы, спецтехнику, а также все легковые иномарки, собранные в Китае, строительство многоэтажных жилых домов, производственных корпусов. Устроились в
Второй день — день деловых переговоров с китайскими компаниями. Цель нашей поездки — установить взаимовыгодное сотрудничество с китайскими компаниями, заинтересованными в улучшении экологии на предприятиях цветной металлургии, конкретно на медеплавильных комбинатах. Экологическая обстановка в промышленных районах Китая пока не соответствует существующим мировым стандартам по содержанию в воздухе вредных газов, таких как двуокись серы, сероводород, хлор и другие. В СССР в середине
Третий день был посвящён знакомству с Пекином, вернее, с отдельными достопримечательностями. Ворота Тяньаньмэнь и одноимённая площадь формируют центр города. С севера к ним примыкает Запретный город — бывшая резиденция китайских императоров. К западу от Тяньаньмэнь расположена правительственная резиденция Чжунаньхай. По площади можно пройти пешком только по праздникам, в остальные дни можно её только проехать на машине. Площадь названа в честь первых ворот Запретного города, которые находятся здесь. Это один из символов Китая — большое красное здание в традиционном китайском стиле с портретом Мао Цзэдуна на фасаде. Нам переводчик рассказал о надписях слева и справа от портрета. На левом плакате написано: «Долгая жизнь Китайской Народной Республике». На правом написано: «Долгая жизнь единству народов всего мира». Мавзолей Мао Цзэдуна, Дом всекитайского народного собрания, современный оперный театр поражают своими размерами. Двигаемся на машине к пешеходной улице типа улицы Старый Арбат в Москве, но с китайским размером. Море китайцев разбавлено туристами из разных стран. Много молодёжи. Магазины на любой вкус с мировыми брендами. Уезжаем из центра в специализированный магазин «Шёлковый рынок», в котором раньше покупали товары наши челноки. Сегодня это громадный торговый центр элитных бутиков и цены соответствующие, и челноков наших почти нет. Китайцы не только хорошо собирают у себя MERSEDES, BMW, VOLVO, но и шьют одежду по лицензиям мировых кутерье. Говорят, что скоро это закончится. Китаю «надоело» быть мировой фабрикой. Стоимость труда растёт в Поднебесной, а значит, и растёт себестоимость продукции. Возможно, весь ширпотреб повезут к нам из других стран, если сами не начнём делать всё хорошо. К нам уже поступает высокотехнологическая продукция из Китая.
Жизнь в Москве не отражает жизни в России, так и жизнь в Пекине отличается от других городов Китая. Но Китай показывает всему миру, что он может работать при плановой экономике достаточно эффективно. В июле этого года китайцы изготовили самый большой в мире телескоп с диаметром зеркала 500 метров. На наш рынок пришли китайские смартфоны. Вот у кого нам надо учиться и брать пример, чем раньше, тем лучше. Сегодня китайская экономика самая быстроразвивающаяся в мире. Недаром страны G20 соберутся
Барков М.А.